Черные списки проблемных банков вредят финансовой системе

Предложение депутата Бориса Кашина обязать Центробанк ежемесячно публиковать перечень проблемных банков (соответствующий законопроект должен рассмотреть комитет Думы по финансовым рынкам) основано на понятном беспокойстве. Если раньше банк, в течение полугода нарушающий обязательные нормативы финансовой устойчивости, исключался из системы страхования вкладов (ССВ), то сейчас, в кризисное время, банкам даны послабления (закон «О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 закона «О страховании вкладов»): нарушители могут оставаться в ССВ.

То, что во время кризиса требования ЦБ к банкам смягчаются, нормально – это и есть контрцикличное регулирование. Но как при этом соблюсти права клиентов?

ЦБ делит банки на четыре категории надежности, раньше эти данные раскрывались, теперь – нет. ЦБ ведет мониторинг состояния банков и в результате нарушения тех или иных нормативов может накладывать на банк те или иные ограничения. Но сообщает об этом только банку, не клиентам. Если деньги вкладчиков гарантированы Агентством страхования вкладов, то у клиентов, скажем имеющих в банке расчетные счета, соответствующей страховки нет. Возникает риск временного разрыва: банк, получив от ЦБ запрет на те или иные операции, не сразу сообщит об этом клиентам.

С другой стороны, в силу известной финансовой культуры российского рынка и российских вкладчиков появление любого черного списка несет неконтролируемые материальные издержки.

Зачем нужны черные списки? Для борьбы с конкурентами и для зарабатывания денег на включении/невключении в список. Но это оружие очень неточное. Оно способно вызвать массовую панику среди клиентов и вкладчиков, и тогда не поздоровится всей банковской системе.

Следовательно, списков в принципе должно быть как можно меньше.

В такой ситуации надежда только на то, что ЦБ следит за всеми банками очень внимательно в рамках своих внутренних процедур. Государство, смягчая нормы регулирования, увеличивает свою ответственность – это следовало бы внятно артикулировать. Следовало бы также предусмотреть возможность для клиентов и вкладчиков оперативно получать данные по своему банку в ЦБ в личном порядке.