Правила игры: Российские уроки

На прошлой неделе было объявлено о присуждении первой Национальной премии по прикладной экономике. Полтора миллиона рублей (спасибо холдингу «Комплексные энергетические системы»!) досталось авторам работы «Мифы и реальность перехода к плоской шкале налогообложения: микроанализ уклонения от уплаты налогов и изменения благосостояния в России» Юрию Городниченко из Беркли и Хорхе Мартинесу-Васкесу и Кларе Сабирьяновой-Питер из Университета Джорджии.

Статья уже получила высший «штамп качества» в экономической профессии – она опубликована в одном из ведущих научных журналов в мире, Journal of Political Economy. Факт публикации не говорит о правильности изложенных в работе гипотез и предложенных объяснений – он говорит лишь о том, что редакция считает ее достойной научного обсуждения. (Каждый год появляются десятки тысяч научных статей по экономике – это только на английском! – и без специализированных журналов, «фильтров качества», ученые совершенно терялись бы в этом необъятном море. В экономике пять ведущих журналов публикуют по 40–80 статей в год, «представляющих интерес для всех ученых-экономистов», и это уже больше, чем может прочитать и разобрать ученый.) Поэтому жюри национальной премии нужно было не столько оценить научный вклад этой и других номинированных на премию работ, сколько выбрать ту, которая имеет прикладное значение.

Работа-победитель исследует последствия введения в 2001 г. плоской шкалы подоходного налога в России. Используются данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РЭМЗ), собираемые в течение многих лет исследовательским центром «Демоскоп» совместно с Университетом Северной Каролины в Чэпел-Хилле (США) и Высшей школой экономики. В данных содержатся самые подробные сведения о всех видах доходов и расходов российских домохозяйств (в 1998 и 2001–2004 гг. было опрошено свыше 4000 домохозяйств в 32 регионах). Разработанные авторами методы статистического анализа позволяют отличить последствия изменений налоговой ставки от последствий увеличения усилий налоговых органов по сбору налогов и последствий изменений в поведении домохозяйств – например, из-за увеличения доступа к кредиту или изменений потребительских привычек. Это существенно: без этого нельзя было бы узнать, что основная причина увеличившихся налоговых сборов (они значительно выросли по сравнению с ростом экономики) – снижение уровня уклонения от налогов (т. е. уменьшение разрыва между доходами и потреблением домохозяйств), а не изменения в предложении труда.

С 2001 г. плоская шкала подоходного налога, подобная российской, появилась в 20 странах мира. Пусть из статьи Городниченко, Мартинеса-Васкеса и Сабирьяновой-Питер не так просто извлечь какие-то практические уроки применительно к нашей стране, в других странах теперь смогут оценить последствия аналогичной реформы, опираясь на исследование, проведенное с использованием российских данных.