Ratio economica: Обуздать политиков

Бюджетная дисциплина становится центральной проблемой мировой экономики. Долговой кризис в Греции подорвал веру в евро и даже, как считают некоторые комментаторы, в будущее Евросоюза. Государственный долг США в 2009 г. увеличился на беспрецедентные $1,9 трлн и превысил $12 трлн (86% ВВП). По оценкам административно-бюджетного управления Белого дома (Office of Management and Budget), в 2012 г. он превысит 100% ВВП.

В России практически нет внешнего долга, но, несмотря на высокие цены на нефть, вопрос бюджетной дисциплины актуален и для нас. В 2010 г. дефицит по закону о бюджете составит 7% ВВП, в 2011 и 2012 гг. – 4% и 3% ВВП соответственно. Скорее всего, дефицит будет выше: расходы могут вырасти перед выборами, собираемость налогов может снизиться из-за повышения ставок социальных взносов с 26% до 34%. Вполне вероятно, что к 2013 г. будут исчерпаны резервные фонды.

Именно поэтому широко обсуждаемую сейчас в мире идею создания «Независимого бюджетного офиса» России тоже стоит рассмотреть. Экономические исследования показывают, что такое агентство может сделать бюджетную политику независимой от политического давления и значительно повысить ее качество.

Понимание проблемы репутации в экономической политике – одно из главных достижений макроэкономической науки последнего времени. Финн Кидланд и Эдвард Прескотт получили за работы в этой области Нобелевскую премию. Когда правительство, пообещав низкую инфляцию, печатает деньги для «стимулирования экономики», оно может обмануть экономических агентов только один раз. В будущем денежная экспансия будет приводить лишь к инфляции. Необходимо убедить рынки в том, что правительство не будет использовать денежную политику в сиюминутных политических целях. Для этого нужны механизмы, при помощи которых правительство могло бы связать себе руки.

Политики всегда готовы пообещать консервативную экономическую стратегию с низким дефицитом и долгом. Если рынки им верят, то процентные ставки по госдолгу могут быть низкими. Но у политиков слишком велики стимулы (особенно перед выборами) забыть о своих обещаниях и увеличить государственные расходы или потратить резервы. Однажды потеряв консервативную репутацию, ее очень трудно восстановить. Есть крайние меры – ограничить дефицит бюджета законодательно или даже конституционно. Но, как показывает опыт ЕС, это невыполнимо. Во время кризиса дефицит бюджета неизбежно растет, а во время роста – снижается. Поэтому лучше создать независимый государственный орган, который мог бы регулировать дефицит, ориентируясь на экономические, а не политические факторы.

Резервный фонд России закончится, по разным оценкам, в ближайшие год или два. Для финансирования дефицита придется занимать за рубежом. Рынки боятся и политического популизма российской власти, и неопределенности, связанной с растущим долгосрочным дефицитом пенсионной системы. До сих пор гарантом консервативной фискальной политики был министр финансов Алексей Кудрин лично. Но ни один человек не может занимать позицию министра финансов вечно. Да и Кудрин не всесилен: опыт резкого ослабления бюджетной политики в период выборов конца 2007 – начала 2008 г. тому свидетельство. Поэтому консервативную фискальную политику необходимо институционализировать, создав независимый орган, определяющий размеры дефицита бюджета.

В других странах такие агентства, как правило, выполняют две основные функции – проводят независимую оценку бюджетной политики и определяют размер бюджета и дефицитов. В США есть бюджетное управление конгресса – независимое непартийное агентство, которое оценивает фискальную политику и оказывает значительное (хотя и недостаточное) влияние на решения, принимаемые конгрессом. В Бельгии Верховный совет по финансам рекомендует размеры заимствований. Еще одна функция таких агентств – решения по распределению федеральных средств. В Австралии комитет Содружества по грантам дает рекомендации по распределению государственных средств штатам и территориям. Недавнее исследование экономиста Стути Хемани из Всемирного банка, опубликованное в Journal of Development Economics, показывает, что независимый комитет по финансам в Индии принимает значительно менее политически мотивированные решения по распределению помощи штатам, чем параллельный орган (комитет по планированию), возглавляемый премьер-министром.

Главное условие при создании такого агентства – его независимость и прозрачность. Примером может служить Федеральная резервная система США. Совет управляющих назначается президентом США и одобряется сенатом. Каждый член совета назначается сроком на 14 лет, что позволяет принимать менее политизированные решения с более долгим горизонтом. В свою очередь, совет раз в полгода отчитывается перед конгрессом по вопросам денежной политики; оценки и прогнозы публикуются ежемесячно и ежеквартально.

Консервативная макроэкономическая политика была одним из основных источников экономического роста в нулевые годы. В десятые годы в силу замедления мирового роста и отсутствия реформ экономика в России будет расти медленнее. Снижение темпов роста доходов населения неизбежно приведет к популизму и полевению политики, особенно во время выборов. Министерству финансов и либеральной части правительства и администрации президента будет все сложнее противостоять политическому давлению. Поэтому и усиление независимости Центрального банка, и предлагаемое нами создание независимого фискального агентства позволят значительно повысить качество и репутацию российской экономической политики – а заодно и темпы экономического роста.