Мнения
Бесплатный
Михаил Фишман
Статья опубликована в № 3066 от 23.03.2012 под заголовком: Общественный интерес: Люди вместо партий

Михаил Фишман: Люди вместо партий

Российская власть хорошо освоила искусство стоять на месте. Шуршат бумаги, звучат смелые идеи, принимаются законы, идут реформы, и... ничего не меняется. Воз только глубже садится в землю.

Как понять, где имитация, а где нет? Как отделить зерна от плевел – движение вперед от прозябания, дорогу от тупика? Что считать показателем расширения свобод и за что, следовательно, надо бороться? Какова должна быть общественная программа?

Кажется, есть простой и четкий ответ – нужны выборы. Но выборы выборам рознь. Нужны ничем не обремененные выборы, дающие возможность соревноваться конкретным людям. Не партиям, не клубам, не делегациям, а кандидатам с именами и фамилиями. Чем больше таких выборов, тем шире пространство публичной политики.

Это общее правило, и не так важно, о каком органе идет речь. В парламентах должны быть одномандатники, суд должны вершить избранные судьи, управлять полицией на местах – избранные шерифы, а университетами – избранные ректоры. Пусть личные качества кандидата и будут его политическим капиталом.

Со стороны звучит слишком просто, а возражения очевидны. Когда на выборы выходят конкретные люди, а не партии, у популистов всегда есть фора. Не факт, что победит профессионал. Тех, кто идет в политику, следует связать партийными обязательствами – тогда будет заранее понятно, чего от них ждать.

Да, следует. Но что делать, если институтам и политическим брендам нет доверия? Что делать, когда избрание по партсписку налагает обязательства не перед избирателем, а перед системой? Бывает, что в регионах партии ассоциируются с их лидерами на местах. Но вот выборы прошли, и в Думе этот лидер – заложник генеральной линии, транслируемой через партбосса.

Да, это шаг назад. Даже в магазине обычно судят о продуктах по упаковке. Но что делать, если это лотки, а не супермаркет, и с них торгуют гнилыми овощами по одному мешку в руки? Глупо торговаться о цене этого пакета – надо требовать права платить за помидоры поштучно. И смириться с тем, что придется пачкаться, копаясь в них руками в поиске качественных плодов.

Сегодня у институтов нет ответственности перед обществом, а менеджеры держат отчет только перед теми, кто их назначил. Именно поэтому ключевой вопрос политической реформы – будет или нет президентский фильтр на выборах губернаторов. Именно поэтому стали событием муниципальные выборы в Москве, а главные баталии сейчас разворачиваются на выборах городских мэров – там, где они сохранились.

Говорят о нехватке лидеров. Но откуда им взяться? Один набрал сторонников своей антикоррупционной кампанией, за вторым идут, потому что он известный писатель, третий – телеведущий и т. д. Этого мало. Нужно включить самый простой механизм завоевания и поддержки авторитета, уже освоенный в России в конце 80-х – начале 90-х, – выборы, открывающие дверь в политику любой яркой фигуре.

Собственно, контрреформа середины нулевых как раз и заключалась в отмене голосования за живых людей. В итоге мы имеем выборы без выбора и муляжи вместо институтов. Теперь, чтобы продвинуться вперед, нужно сначала вернуться к старту.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать