От редакции: Януковичу хуже удается управляемая демократия

Результаты выборов в Верховную раду Украины окончательно не подсчитаны. Однако можно подвести предварительные итоги и представить контуры будущего национального парламента.

Явка по сравнению с предыдущими парламентскими выборами ненамного снизилась (58% против 62%), а значит, говорить о политической апатии украинцев преждевременно. Предвыборная кампания, процедура голосования и подсчета голосов проходила с многочисленными нарушениями, в которых соперники обвиняли друг друга. Аналог российской «Карты нарушений» – сайт ElectUA (http://internews.ua/electua.html) зафиксировал 1654 злоупотребления во время избирательной кампании и на участках. Нарушения на Украине напоминали аналогичные методы в России: круизное голосование, подкуп избирателей и черный пиар против оппонентов, но были менее масштабными. «Карусели» и иные методы манипуляций на выборах в пользу правящей партии не имели эффекта, сопоставимого с российским, из-за резких различий в политических предпочтениях разных регионов Украины. Тем не менее европейские наблюдатели из ОБСЕ и ПАСЕ отметили меньшую прозрачность по сравнению с предыдущими выборами и посетовали на сворачивание демократии в стране.

Партия регионов Виктора Януковича активно пыталась действовать по российским технологиям построения управляемой демократии. В предвыборный год регионалы отказались от прошлогодних непопулярных инициатив (повышение пенсионного возраста, налогов на бизнес, бюджетной экономии). В меру сил и ограниченных финансовых ресурсов Янукович и его сторонники делали популистские ходы: уравняли статус русского языка с украинским в регионах с русскоговорящим населением, ненамного, но повысили зарплаты бюджетникам и пенсии. Возобновились и начатые при Юлии Тимошенко и прерванные затем выплаты по советским вкладам в Сбербанке.

Замена пропорциональной избирательной системы на смешанную укрепила возможности власти и аффилированных с ней бизнесменов влиять на результаты выборов с помощью административного ресурса, подкупа и иных манипуляций. Регионалы также надеялись на усталость украинцев от нынешней политической элиты и провал лидеров оппозиции. Эти надежды оправдались лишь отчасти.

Политический рынок Украины более свободен и в отличие от российского не управляется из единого центра. Запрос на новую оппозицию выразился в появлении сразу двух политических сил – «Удара» Виталия Кличко и национал-радикалов из «Свободы». Рост уравнительных и левых настроений вследствие экономических неурядиц выразился в росте голосов, поданных за компартию, с 5,5 до 14,6%. Если бы выборы проходили только по партспискам, регионалы вместе с коммунистами получили бы поровну голосов с оппозицией.

По данным 72% обработанных бюллетеней, Партия регионов вместе с одномандатниками завоюет от 205 до 210 мест из 450, «Батькивщина» – от 93 до 98, партия Кличко и коммунисты – по 37, около 30 получит «Свобода», более 40 останется за беспартийными одномандатниками, несколько кресел получат лидеры мелких партий. Ситуация может немного измениться в пользу оппозиции: результаты западных регионов, жители которых весьма активно голосовали, подсчитываются медленнее, чем восточных и южных.

Регионалы смогут получить в привычном альянсе с коммунистами и перетянутыми одномандатниками контроль над парламентом. Однако для строительства суверенной демократии российского образца этого недостаточно. По мнению украинского эксперта Владимира Фесенко, независимые депутаты, больше связанные с населением, часто голосуют в зависимости от ситуации. Увеличившие представительство в Раде коммунисты могут начать собственную игру ради поддержания репутации. Наконец, в силу социокультурных и политических различий между востоком и югом с одной стороны и центром и западом – с другой построить государство, все рычаги управления которым сосредоточены в одних руках, невозможно без раскола страны, на который украинская элита не пойдет ни при каких обстоятельствах.