Антон Олейник: Чем больше камер и других технических средств, тем спокойнее жить

Дорога – определенного рода символ повседневной жизни. Причем не только в художественном смысле. В повседневности люди постоянно корректируют свои планы в зависимости от действий окружающих. На дороге – та же ситуация. Чтобы переместиться из точки А в точку Б, требуется не столько двигаться с определенной скоростью, сколько постоянно учитывать маневры других участников движения. То, как именно происходит процесс согласования действий на дороге, зеркальным образом отражает наше поведение в других повседневных ситуациях.

Уровень межличностного доверия и доверия к институтам в конкретной стране можно оценить по ситуации на ее дорогах. Низкий уровень доверия к людям вообще означает низкий уровень доверия и к другим участникам дорожного движения. И в повседневной жизни, и на дороге в основе доверия лежит наша способность успешно предсказывать действия окружающих (Ostrom E., 1998, A Behavioral Approach to the Rational Choice Theory of Collective Action, American Political Science Review). И наоборот – недоверие равносильно непониманию поведения других людей.

Диего Гамбетта в свое время подметил: неразвитость такой услуги, как заказ такси по телефону, в ряде городов Сицилии можно объяснить глубоким недоверием таксистов друг к другу (Gambetta D., The Sicilian Mafia: The Business of Private Protection, Cambridge: Cambridge University Press). Доверие необходимо для уверенности в том, что на заказ откликнется действительно ближе всего расположенный к клиенту таксист. Без доверия конкуренция за клиента приводит к своего рода «дилемме заключенного» (таксисты заявляют о готовности взять заказ вне зависимости от своей удаленности от клиента), что лишает экономического смысла работу диспетчера.

По данным «Левада-центра», Россия характеризуется низким уровнем доверия к людям вообще. По состоянию на октябрь 2012 г. только 5% россиян уверены, что «практически всегда людям можно доверять», еще 28% считают, что «обычно людям можно доверять». Для сравнения: доля тех, кто доверяет лично не знакомым людям, в странах Северной Европы выше более чем в 2 раза (74,2% в Норвегии, 68% в Швеции, данные World Values Survey, 2006).

Одно из проявлений низкого уровня доверия – огромная популярность видеорегистраторов на российских дорогах. Случись дорожный конфликт (а они тем вероятнее, чем ниже уровень доверия, т. е. предсказуемость действий окружающих) – ничего не докажешь. Каждый участник будет гнуть свою линию, подчас отрицая даже очевидное. Поэтому лучше подстраховаться, обзаведясь «всевидящим оком» (см. Сонин К., «Что означает видеорегистратор», «Ведомости» от 25.02.2013).

Низким уровнем межличностного доверия в России дело не заканчивается. Здесь низок и уровень институционального доверия, или доверия к государственным и общественным институтам. Если в Финляндии различным институтам, включая СМИ, политические партии и правительство, считают возможным доверять 59% респондентов (в Дании – 54%, в Швеции – 53%), то в России по состоянию на ноябрь 2012 г. число таких людей более чем в 2 раза меньше (25%).

Низкое институциональное доверие тоже имеет вполне осязаемое выражение на дороге. Его можно увидеть, например, в широком распространении камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Подобно видеорегистраторам, они замещают более цивилизованные отношения между водителем и работниками правоохранительных органов. В условиях недоверия участников дорожного движения к сотрудникам ГИБДД и ожидания от них коррупционных действий видеофиксация нарушений выглядит меньшим злом. Если сотрудник ГИБДД воспринимается не как помощник на дороге, а как враг, то справедливость полученного по почте штрафа вызывает меньше вопросов.

Примечательно, что представители государства своим гражданам тоже не доверяют: недоверие носит двухсторонний характер. Отсюда широкое использование видеофиксации нарушений еще до того, как были введены соответствующие изменения в Правила дорожного движения, в частности знак «Видеофиксация». В данных условиях главной целью видеофиксации оказывается не столько изменение поведения на дорогах (его все равно не просчитать), сколько наложение наказания на застигнутых врасплох нарушителей.

Иными словами, и представители государства, и граждане ничего хорошего друг от друга не ожидают и стремятся обмануть при первой возможности. Решение этого нового издания «дилеммы заключенных» видят в использовании различных технологий фиксации действий друг друга: видеорегистраторов, камер видеофиксации нарушений, камер слежения в служебных помещениях (на избирательных участках и вообще везде, где только можно их установить) и т. д.

В таких условиях Большому Брату более чем рады. Чем больше камер и других технических средств, тем спокойнее жить. Причем всем – не только представителям государства, но и обычным гражданам. Поэтому никакой революции или переворота переход к тотальному надзору не требует. И вернуться от доверия «всевидящему регистратору» к доверию реальным людям будет непросто, если вообще возможно.