Филипп Стеркин: Российское - значит советское

Герман Греф входит в ближний круг Путина. Наверное, это последний серьезный экономист, политик (влиятельный лоббист), менеджер, реформатор, оставшийся в этом очень узком кругу, где действительность оценивается с высоты кремлевских башен. В отличие от большинства госбанкиров и госменеджеров Грефа можно назвать эффективным менеджером, создающим свой кусочек Запада посреди советской стройки.

Греф действительность оценивает трезво и говорит об этом публично и так резко, что иногда кажется, вот-вот окажется среди экспертов. «Они не уважали законов развития экономики. Даже больше - они их не знали, в конце концов это их догнало», - говорит Греф о «потрясающе некомпетентном советском руководстве». Так и хочется слово «советское» заменить на «российское».

Разрушительные для экономики решения можно перечислять долго. Лишать людей будущей финансовой устойчивости, а экономику - самовоспроизводящегося источника длинных денег (уничтожение накопительной пенсионной системы). Оставшиеся госресурсы распилить между неэффективными проектами (при слабых институтах и госуправлении госрасходы почти всегда неэффективны). Государственно-частное партнерство заменить на госзакупку, при которой власть отдает контракты госкорпорациям, госбанкам или близкому бизнесу. Лишить бизнес механизма защиты (ВАС) и накачивать механизмы его принуждения. Конкуренцию в экономике свести к конкуренции за госденьги и к борьбе за закрытие рынков от конкурентов.

Присоединив Крым, доказать всем, что с непредсказуемой Россией опасно иметь дело. Подтвердить отсутствие прав собственности, посадив несговорчивого бизнесмена под домашний арест и начав отбирать у него актив. Заменить дешевое европейское финансирование дорогим азиатским, отдав со скидкой нефть и газ. Резко снизить качество привлекаемого капитала (западные деньги - это еще и технологии, прозрачные практики, стимулы для развития институтов). Стремиться заменить связи с множеством стран на зависимость от могущественного соседа - т. е. независимость на вассалитет.

Экономика подает сигналы бедствия - от роста перешла к стагнации, теперь балансирует на грани рецессии. Но власть на сигналы не обращает внимания, веря в безошибочность своих решений и «особого пути» России. СССР тоже шел своим особым путем - к краху. Ну а Грефу не привыкать видеть, как срывается вниз камень преобразований, который он так старательно пытался втащить на гору. Сейчас он в сплошь больном госорганизме пытается создать здоровый орган. Только рано или поздно болезнь уничтожает весь организм вместе со всеми здоровыми органами.