Война вместе с Путиным против системы

Новый лозунг борьбы граждан за свои экономические и социальные права

Экономический кризис все заметнее для широких слоев населения России. В условиях накапливающегося социального недовольства и неготовности к полноценному политическому протесту выход может быть найден в традиционной для России схеме – жалобах царю на бояр. По данным ВЦИОМа, в конце марта экономика вышла на первое место в списке проблем, более всего беспокоящих россиян, отодвинув на второе место рост цен. Большинство граждан негативно относится к политическому протесту, и растущее недовольство должно находить выход в протестах социально-экономических.

Во вторник в Москве прошел митинг предпринимателей, недовольных демонтажом торговых палаток; более полутора тысяч человек обратились к Владимиру Путину с просьбой защитить их от злоупотреблений московской мэрии и лично Сергея Собянина. Сотрудники Вологодского машиностроительного завода, где в конце марта было объявлено о сокращении 2/3 персонала, написали президенту письмо, прося защитить от произвола собственников и добиться от местных властей выплат задолженности по зарплате. Письма Путину пишут и забайкальские коммунисты (местные власти задерживают выплаты бюджетникам и социально незащищенным гражданам), и рабочие Южно-Уральской железной дороги (руководство местного филиала РЖД закрывает участок дороги), и строители Золотого моста во Владивостоке (владельцы строительной компании несколько месяцев не платят зарплату).

Жалобы президенту не новость. Но до кризиса их было меньше, и наиболее важные проблемы можно было решать выделением средств. Если в прошлом году при резком обострении кризиса у Путина в основном просили денег – бизнес, губернаторы, футбольные клубы, – то теперь кризис дошел до рабочих, бюджетников и мелких предпринимателей, и они жалуются Путину на несоблюдение договоров и невыполнение основных функций государства местной властью.

Публичная жалоба на власти, даже если она адресована властям более высоким, по российским меркам уже довольно серьезный шаг, который показывает, что стандартные каналы решения таких проблем не работают, считает социолог Григорий Юдин из ВШЭ. Отсюда довольно далеко до открытой оппозиции. Но война «вместе с Путиным против системы» может стать довольно распространенным видом поведения в сложившейся политической ситуации.

Вопрос в том, каков кадровый и финансовый ресурс у Путина в этой новой ситуации. Если такого рода напряженность будет расти, власти придется выбирать между теми, кто жалуется, и теми, на кого жалуются, говорит Алексей Левинсон из «Левада-центра».

У власти есть два способа реагирования на такого рода протестную активность. Во-первых, любыми способами выводить ситуацию из публичного поля – через запугивание лидеров протеста или покупку их лояльности. Во-вторых, если такие протесты станут трендом, тем или иным образом их возглавить. Для политиков, которые хотят сделать себе таким образом карьеру, это может служить ресурсом для укрепления позиций (например, митинг предпринимателей в Москве был поддержан ОНФ). Губернаторам большинства регионов в этой ситуации не позавидуешь – возглавить протест они не могут, снять проблему – тоже.