Такие люди и без охраны

Сокращение постов вневедомственной охраны как реформа в авральном режиме

Снятие вневедомственной охраны с ряда государственных объектов похоже на реализацию давних советов по реформе МВД, только проводимую в авральном режиме. Новые правила начнут действовать 1 ноября, с этого дня госучреждения могут лишиться пунктов полицейской охраны. Это сокращение проводится в рамках исполнения указа президента от 13 июля, по которому штат МВД должен быть уменьшен на 10% до 1 млн человек. Делается это главным образом за счет сокращения 43 300 сотрудников Управления вневедомственной охраны (УВО), что позволит бюджету сэкономить 60 млрд руб.

Ведомства бомбардируют МВД письмами. Минкульт напоминает, что в подведомственных ему учреждениях хранятся бесценные памятники, ЦБ беспокоится о сохранности золотовалютных резервов, Росводресурсы напоминают об опасности диверсий – все в один голос напоминают о «непростой криминогенной обстановке».

Вневедомственная охрана – наследие и пережиток советского времени. СССР был воистину «страной вахтеров», по данным на 1987 г., во вневедомственной охране числился миллион человек (178 000 сотрудников и более 800 000 гражданских). Это наследие так и не нашло себя в новой экономической реальности. Одно из самых крупных и хорошо обеспеченных подразделений современной полиции (в 2012–2013 гг. в нем числилось 157 000 сотрудников полиции и 60 000 гражданских, это 12,6% личного состава МВД) представляет собой фактически коммерческое предприятие в государственной структуре. УВО продает свои услуги охраняемым ведомствам, перечисляя заработанное в бюджет. Несмотря на фактический статус монополиста, структура убыточна: по данным Института проблем правоприменения, в 2012 г. УВО заработало 50 млрд, а получило из бюджета 89 млрд. С другой стороны, это выгодно охраняемым, к тому же сотрудники в отличие от ЧОПов или ФГУП «Охрана» могут сами задержать преступника и инициировать расследование.

Теперь часть функций УВО возьмут на себя именно ФГУП «Охрана», ЧОПы, а также ведомственные охранные подразделения. МВД сэкономит, другие потратят больше (потому и возмущаются).

Логика тех, кто давно предлагает расформировать УВО, не столько в том, чтобы передать их функции другим структурам (тем более что в «Охрану» и ЧОПы пойдут те же сокращенные полицейские), сколько в повышении эффективности полиции. Жалобы ведомств на «криминогенную обстановку» и медленное реагирование групп немедленного реагирования свидетельствуют о том, что именно полиция не справляется со своими обязанностями. Все-таки вахтер и полицейский не одно и то же.