Украсть и сбежать

Закрывая доступ к реестру прав на недвижимость, государство ускоряет собственную деградацию

Две новости вторника – о согласии правительства засекретить данные о владельцах вилл и яхт и о продлении замораживания пенсионных накоплений еще на год (об этом сказали вчера Александр Шохин и источники «Ведомостей» в правительстве) – две стороны одной медали.

Бюджет должен быть сверстан, деньги нужны, трогать военные расходы во время войны святотатство, а планируемая индексация пенсий в 2016 г. все равно не покроет инфляцию. Информация о собственниках может бросить тень на высших госчиновников, которые защищают родину. Законопроект предполагает закрыть данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), так что доступ к ним будут иметь только сами собственники и спецслужбы.

Это свидетельство успехов гражданского общества. «Предлагаемый законопроект грубо и зримо демонстрирует, что реальный гражданский антикоррупционный контроль в стране существует, ибо никто бы в жизни не стал запрещать что-то неработающее и не способное наступить на «любимые мозоли» отдельных обладателей плохо припрятанной собственности. И это хорошая новость для гражданского общества, – говорит вице-президент Transparency International Елена Панфилова. – Де-факто это не что иное, как признание весомости независимых гражданских антикоррупционных расследований на социально-политической карте страны».

Действительно, данными ЕГРП пользуются журналисты и общественники, включая Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, изучивший недвижимость множества высокопоставленных чиновников. Понятно, что всем чиновникам, особенно тем, про кого еще не написали, хочется закрыть гражданам доступ к реестру.

Экономист Мансур Олсон, как известно, описывал отношения государства и граждан как взаимодействие бандита и его жертв. Бандит-кочевник грабит и идет дальше, а оседлый бандит начинает «грабить» граждан на долгосрочной основе, что способствует обогащению и бандита, и народа.

Эта логика в России работает плохо. До нее нужно еще дорасти. Главная функция государства в сегодняшней России – распределение доступа к рентным доходам. При президентах Владимире Путине и Дмитрии Медведеве государство фактически отказалось создавать условия для развития экономики и творческого потенциала общества. Путин и Медведев усилили петрократическую составляющую государства. Это комфортное решение не требовало ни трудов, ни умственных затрат. Граждане, расставленные по ступенькам пирамиды доступа к обогащению, были довольны своей долей незаработанного дохода до тех пор, пока доходы росли.

Прожив больше 10 лет на манне небесной, Россия потеряла время и не выстроила систему несырьевого развития. Только так можно было бы прийти к модели стационарного бандита. Беднеющая петрократия, не умеющая жить по правилам, т. е. строить и сохранять институты, неизбежно деградирует в сторону гоббсовой войны всех против всех, потому что дойная корова одна на всех.

Кстати, ЕГРП – это институт. Закрытие доступа к нему – это очередное уничтожение института, в данном случае института защиты от мошенничества на рынке недвижимости, от рейдерских захватов и манипуляций данными. Жертвой новой нормы станут в первую очередь обычные граждане, что не новость.