Реактивные меры безопасности

Предложение запретить полеты в Турцию и Тунис демонстрирует шаблонную логику

Идея представителей двух палат российского парламента запретить полеты в Турцию и Тунис – пиар на теме безопасности, имеющий мало отношения к безопасности реальной. С таким предложением к президенту обратились депутаты от КПРФ, их поддержал Игорь Морозов из Совета Федерации, предложив переориентировать турпоток в Крым и на Кавказ. В то же время зампред думского комитета по экономической политике Михаил Емельянов заметил, что эта идея не будет поддержана властями и вообще путь запретов неверен.

Во время «арабской весны» 2011 г. Ростуризм «не рекомендовал» туроператорам отправлять туристов в Египет под страхом уголовной ответственности, а в Тунис настойчиво не советовал ездить российский МИД. В 2011 г. туроператоры потеряли около $150 млн, в этот раз запрет на полеты в Египет более чем на два месяца обойдется им в $200 млн.

Идея насильственной переориентации внешнего туризма внутрь страны похожа на историю с санкциями – внешние угрозы (реальные или мнимые) рассматриваются как хороший повод устранить внешнюю конкуренцию. Но это совсем не означает развития собственного производства (внутреннего туризма), требующего смены управленческой модели, больших инвестиций и времени.

Заставит ли такой шаг Турцию и Тунис усилить меры безопасности – неизвестно, но он точно ухудшит и без того не блестящие отношения Москвы и Стамбула, для которого российский туризм – важная статья дохода.

Но вопросы реальной безопасности, экономики и внешнеполитическая конъюнктура остаются в таких случаях в стороне – куда важнее выступить в согласии с «линией партии». Идея посетила светлые головы парламентариев только после президентского решения запретить полеты в Египет. Ни два крупных теракта в Тунисе в марте и июне этого года (в музее «Бардо» погибли 22 человека, на пляже в Сусе – 40 человек – в том и другом случае преимущественно туристы), ни январская стрельба в туристическом районе Стамбула таких инициатив не вызывали.

Это реактивная логика. Когда версия теракта еще не вышла на первый план, депутат Михаил Дегтярев предлагал Росавиации запретить эксплуатацию самолетов, получавших механические повреждения (Airbus «Когалымавиа», возможно, имел повреждения хвостовой части). Затем в Думе предложили запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет. После терактов у нас принято ненадолго вспоминать о рамках металлоискателей, а после резонансных убийств – о камерах наблюдения.