Путин снова хочет начать с нуля

Не признавая собственных ошибок, он приглашает западных политиков мириться

Владимир Путин снова сигнализирует Западу о своем стремлении к миру. Запад должен признать, что вел несправедливую в отношении России политику, и разрешить России вести себя так же или, по крайней мере, не винить ее в недавних грехах и снять санкции, которые, конечно же, ошибка, хотя и не слишком влияют на российскую экономику. Путин как бы предлагает начать с нуля, забыть недавние разногласия – ведь виноваты все, и Россия меньше других.

Интервью президента немецкому еженедельнику «Бильд» (записано 5 января, опубликовано 11 января) стало шестым в нынешнем осенне-зимнем информационном сезоне. Такую медиаактивность Путина нельзя назвать из ряда вон выходящей: в сентябре 2014 г. – феврале 2015 г. он также шесть раз разговаривал с российскими и иностранными журналистами. Однако изменились адресаты Путина: все больше сигналов направляется зарубежной, преимущественно западной аудитории. Даже традиционные послание Федеральному собранию и ежегодная пресс-конференция больше, чем прежде, касались внешней политики: ситуации в Сирии, конфликта с Турцией и взаимоотношений с Западом. Добавим к ним вышедший в декабре на канале «Россия 1» фильм «Миропорядок», основанный на ряде интервью с российским президентом.

В интервью «Бильду» Путин обосновывает историческую правоту присоединения Крыма и объясняет, в чем, по его мнению, состоит несправедливость, проявленная Западом к России в последние десятилетия. Он обращается ради этого к ранее не известным (кстати, почему?) архивным документам (ссылается на запись беседы заведующего международным отделом ЦК КПСС Валентина Фалина с западногерманским политиком Эгоном Баром в 1990 г.).

Российский президент пытается убедить немецких журналистов в том, что минские соглашения не выполняются Киевом, а не Москвой. Путин утверждает: введенные после присоединения Крыма и событий в Донбассе западные санкции против России несправедливы, но они мало навредили нашей экономике. Больше навредило падение цен на нефть – но и это полезно, так как ведет к «оздоровлению».

Вероятно, в высших эшелонах власти осознали: ситуация в экономике из-за продолжающегося падения цен нефть тяжелее, чем представлялось раньше. Найти поддержку в Азии не удалось. Кремль пытается договориться с Западом о смягчении санкций и новых принципах сотрудничества, пока экономическая и социальная ситуация в стране не стала критической, считает политолог Николай Петров. Не признавая прямо собственных ошибок (что противоречило бы его имиджу «крутого парня»), Путин приглашает западных политиков мириться. Он намекает: аппетиты России куда меньше, чем сталинского или брежневского СССР, условия «новой Ялты» устроят всех. Возможно, в Кремле не понимают, что внешняя политика на Западе стала более публичной и сфера тайной дипломатии сократилась, отмечает политолог Алексей Макаркин.

На подобные разделы мира Запад, конечно, не пойдет. Но говорить с Путиным продолжит.