Священная стратегия безопасности

Спецслужбы уточняют документ, все менее связанный с реальностью

Новая Стратегия национальной безопасности России, подписанная президентом 31 декабря 2015 г., незаслуженно оказалась в тени Нового года и каникул. Теперь приходится о ней напоминать. Во вторник помощник секретаря Совета безопасности Сергей Вахруков обратил внимание журналистов на то, что в документе уточнены цели и задачи экономической безопасности.

Низкая конкурентоспособность экономики, сохранение сырьевой модели, санкции, рост технологического отставания от зарубежных стран и социального неравенства названы среди ключевых угроз. Целями провозглашаются рост экономики, приоритет технологического развития и повышения качества жизни граждан.

Акцентирование внимания на экономических угрозах сегодня модно – практически все высшие чиновники России (кроме президента, пожалуй) признали, что экономика в жестоком кризисе. Вот и люди, отвечающие за безопасность, демонстрируют, что они в курсе дела. Обывателям как бы говорят: руководители государства и спецслужбы адекватно реагируют на изменившиеся в связи с кризисом вызовы, отмечает политолог Алексей Макаркин.

Правда, если сравнить социальные и экономические вызовы в нынешней и прошлой, принятой в мае 2009 г., стратегии, окажется, что они совпадают почти дословно. И там и там речь идет о снижении конкурентоспособности, сохранении экспортно-сырьевой модели, возможности введения дискриминационных мер в отношении России, недостаточности трудовых ресурсов. Список задач также близок: модернизация приоритетных секторов экономики, улучшение качества госрегулирования экономики, повышение человеческого капитала и уровня жизни граждан.

В нынешней стратегии, впрочем, развитие оборонно-промышленного комплекса особо названо двигателем промышленного развития. Новую стратегию нельзя назвать полноценной – это тактическая правка прежней с учетом ухудшившейся международной обстановки, в ней заметен возврат к старым военно-политическим вызовам, считает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.

Долгие годы наша стратегия безопасности писалась в логике автаркии: самим производить продовольствие, технику, не пускать никого в ТЭК и т. д. Подобного импортозамещения полна и нынешняя версия. Ее авторы не в состоянии заметить, что экономика уже замкнулась и сжалась (в том числе вследствие политики «защиты интересов страны»), отрезая себя от мировой торговли, финансов и технологической конкуренции.

Повышение эффективности государственного управления экономикой в документе упоминается неоднократно в отличие от защиты прав собственности, например. Между тем именно государственное управление экономикой, неэффективное и коррупционное, является одной из главных издержек. Скоро нечем будет управлять, но это, конечно, не должно сказаться на процессе переписывания Стратегии национальной безопасности.