Переговоры по Сирии стали военными

Россия лишает себя роли ключевого игрока в мирном урегулировании

Ситуация в Сирии и вокруг нее стремительно обостряется. Сирийская правительственная армия совместно с шиитским ополчением при поддержке российской авиации успешно наступает в районе Алеппо, находящегося под контролем формирований оппозиции. Это оппозиция, допущенная к переговорам в Женеве (они были сорваны в конце января), говорит востоковед Алексей Малашенко. Наступление правительственных сил вызвало эскалацию взаимных претензий между Россией и Западом, Турцией и арабскими странами.

Премьер-министр Турции Ахмед Давутоглу заявил, что за спиной защитников Алеппо «вся Турция». Представители ряда арабских стран накануне сообщили о готовности отправить в Сирию подразделения спецназа для борьбы с ИГ (организация запрещена в России). Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что она «в ужасе» от жертв мирного населения, понесенных от бомбардировок российской авиации. Ранее о негативной роли России в Сирии заявил министр иностранных дел Великобритании Филипп Хаммонд. Москва реагировала на эти заявления в привычной тональности. Официальный представитель российского Минобороны обвинил Турцию в подготовке вторжения в Сирию, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отрицал жертвы среди мирного населения. В понедельник российская армия начала масштабные учения в Южном военном округе.

Реакция Анкары и арабских стран вызвана опасениями, что правительственная армия отрежет суннитов, ориентирующихся на Турцию и монархии Персидского залива, от источников снабжения и разгромит их под видом борьбы с Исламским государством, поясняет эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.

Для Турции, которая считает северные провинции Сирии сферой своего влияния, поражение повстанцев будет болезненным ударом.

Активизация операций сирийской армии против повстанцев, готовых воевать против ИГ и участвовать в переговорах в Женеве, вероятно, была санкционирована Россией, не удовлетворенной раскладом сил на переговорах. Возможен и другой вариант: Асад начал наступление без разрешения Москвы, которая вынужденно поддержала союзника. Но и в этой ситуации Москва в глазах Запада и других стран выглядит «нарушителем конвенции», не сдержавшим своих обещаний, говорит востоковед Леонид Исаев.

Развитие боевых действий в Сирии ставит под угрозу будущее межсирийских переговоров. Доверие между сторонами подорвано, восстановить его будет крайне сложно, полагает Исаев. Продолжение гражданской войны в Сирии будет означать, что Россия сама лишила себя роли ключевого игрока, без которого невозможно сирийское урегулирование.

Ситуация может повлиять и на вопрос снятия с России части западных санкций. Как пишет Bloomberg, эти перспективы отдаляются из-за раскола в правительстве Украины и разочарования Запада политикой Москвы в Сирии.