Сезонная распродажа

Почему «Онэксим» продает, но никак не продаст свои активы

Вне всякого сомнения, «Онэксим» – из тех структур, где всегда что-то происходит и постоянно что-то продается или покупается. О том, что «Онэксим» хочет избавиться от «Квадры», стало известно еще в 2011 г. Страховая компания «Согласие» выставлена на продажу не первый год. Вопрос о продаже пакета в «Уралкалии» с разной степенью интенсивности обсуждается чуть больше года. Все это более-менее объяснимо, даже несмотря на то что выйти из «Уралкалия» хотя бы в ноль будет очень сложно. Исходя из цены сделки «Онэксиму» 27% компании могли обойтись в 2013 г. в $5,1 млрд, а сейчас они стоят около $1,6 млрд.

Группа «Онэксим» – один из крупнейших в стране инвестиционных фондов с интересами во многих секторах экономики страны. В наших многочисленных активах всегда что-то происходит, мы все время ведем переговоры о покупке и продаже, привлечении партнеров в отношении тех или иных активов. Многие из этих переговоров продолжаются несколько лет. Делать на основании факта переговоров вывод о «распродаже всех активов в России» некорректно. Никаких «решений» на эту тему нами не принималось» – так отреагировал гендиректор «Онэксима» Дмитрий Разумов на информацию о продаже группой принадлежащих ей активов.

Во всех этих переговорах один из главных вопросов – это 17,02% UC Rusal, ставшие частью оплаты блокпакета в «Норникеле». За все восемь лет, что «Онэксим» владеет пакетом, вопрос о его продаже поднимался, но как-то без энтузиазма. «С одной стороны, мы точно видим потенциал продать акции дороже, чем они стоят сегодня на рынке. С другой – структура нашего портфеля позволяет посидеть и посмотреть», – отвечал Разумов на вопрос о возможности продажи в интервью «Коммерсанту» в 2013 г. Неудивительно, что думать над возможной продажей пакета в UC Rusal «Онэксим» начал сейчас, когда цены на алюминий близки к полуторагодовым максимумам (правда, этот уровень в пределах семилетних минимумов), компания смотрится лучше конкурентов благодаря девальвации рубля и дивидендам «Норникеля». Но вот общий контекст – недавно прошедшие обыски, информация о продаже других активов – веса переговорной позиции не добавляет. Так отчего такая спешка? Отчего – как и случае с «Уралкалием» – не подождать, когда конъюнктура будет чуть благоприятнее для продавца?

Возможно, продав все активы или часть из них, «Онэксим» вложится во что-то новое – тем более что многие бизнесмены, привыкнув к новым реалиям, готовы вкладываться. Но, откровенно говоря, группа не производит впечатления готовой инвестировать, рисковать, выигрывать. Скорее создается впечатление усталости. Покупка «Уралкалия» в декабре 2013 г. была отличной возможностью вернуть компании былую славу крупнейшей и самой влиятельной в мире, возобновив партнерство с «Беларуськалием», но идея как-то тихо сошла на нет. Зато РБК из медиахолдинга средней руки превратился в настоящего, задающего тон лидера, который, похоже, и накалил обстановку вокруг «Онэксима». А после такого отклика на успешно реализованный проект о каких новых инвестициях можно говорить?