Реджеп Эрдоган поработал над ошибками истории

Почему нынешний турецкий лидер оказался удачливее своих предшественников

Самое удивительное в последних турецких событиях (подробнее см. статью на стр. 02) – не сама попытка военного переворота, а то, что она оказалась неудачной. Ведь за последние 60 лет мир уже привык к мысли, что если в Турции что-то пойдет не так и светские идеалы Кемаля Ататюрка окажутся под угрозой, то военные, подобно тому леснику из бородатого анекдота, непременно вмешаются и «выгонят всех из леса».

Такое в турецкой истории случалось уже неоднократно. В 1960 и 1980 гг. для возвращения страны на светский путь потребовались полноценные военные перевороты – с приостановлением действия конституции, роспуском парламента, арестами десятков или даже сотен тысяч исламистов. В 1971 и 1997 гг. хватило так называемых «военных меморандумов»: генералы просто по-хорошему предлагали «неправильному» премьеру уйти в отставку и тот сразу понимал, что от этого предложения нельзя отказаться.

Нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и сам пару раз пострадал от путчистов: в 1980 г. его уволили с работы за отказ сбрить «исламистские» усы, а в 1998-м даже посадили на четыре месяца в тюрьму за разжигание национальной розни. К тому же у него перед глазами был печальный пример «брата-мусульманина», экс-президента Египта Мухаммеда Мурси, которого военные не только свергли и арестовали, но и осудили, вынеся смертный приговор, замененный позднее на пожизненное заключение.

Поэтому к приходу «лесника» Эрдоган, в отличие от своих менее удачливых предшественников, готовился. Он регулярно и жестко подавлял массовые акции протеста. Целенаправленно и последовательно «придушивал» свободные СМИ, а отдельных журналистов отправлял за решетку. Периодически закрывал «вражеские» соцсети, перекрывая альтернативные каналы распространения информации. Наконец, методично зачищал высшее армейское руководство, внедряя туда лояльных людей.

В результате, когда настал очередной час Х, армия оказалась расколота, роль Twitter сыграли муэдзины, созывавшие на улицу «правильный» народ, а «неправильный» в основном остался у телевизоров, которые транслировали преимущественно официальную точку зрения. И даже лидеры «цивилизованного Запада» выступили в защиту «демократически избранного правительства», которое до этого не раз обвиняли в недостаточной демократичности.

Ну а некоторые другие лидеры, которые тоже предпочитают порядок демократии, лишний раз убедились, что все делают правильно.