Статья опубликована в № 4303 от 17.04.2017 под заголовком: От редакции: Экономия на детях

Экономия на детях

Способы введения адресной социальной помощи повышают риски для семей с детьми

Семьи с детьми чаще других страдают от дефицита региональных бюджетов и сокращения социальных расходов. Органы соцзащиты снижают размер пособия или вводят дополнительные критерии для их получения. Стремление повысить адресность социальной помощи не всегда обоснованно, ведет к повышению риска бедности для семей с детьми и слабо сочетается с мерами стимулирования рождаемости.

Елена Горина из Института социальной политики НИУ ВШЭ представила на апрельской конференции доклад «Социальная поддержка семьи и детства в России в контексте современной политики расширения учета нуждаемости», в котором проанализировала эволюцию мер социальной поддержки семей с детьми в 21 регионе. Если не учитывать Москву, где уровень социальной поддержки выше среднероссийского, в 2014 г. низкий уровень доходов был критерием назначения пособий для 44% беременных женщин и кормящих матерей и для 26% семей с детьми. Доля детей, живших в семьях с доходами ниже прожиточного минимума, составляла 18,5% (в 2015 г. – уже 21,5%).

Регионы пытались сделать систему социальной поддержки более адресной. Стремление повысить адресность социальной помощи семьям с детьми понятно: по расчетам автора, расходы консолидированного бюджета на детские пособия в 2015 г. составили около 820 млрд руб. – примерно треть пособий. Но это не самая большая статья региональных социальных расходов: по оценкам директора Института социальной политики Лилии Овчаровой, доля помощи ветеранам труда и другим лицам, имеющим особые заслуги, – около 40%. Есть пособия на стимулирование занятости специалистов, есть пособия, дублирующие федеральные.

Из 46 случаев, когда отменялись меры поддержки, на семьи с детьми пришелся 21, из 39 мер установления критериев нуждаемости – 28, из 19 случаев введения дополнительных требований при оценке нуждаемости – 16. Адресность значительно меньше коснулась региональных ветеранов труда, сельских учителей и врачей, а также спортсменов. Увеличение компенсаций для детей встречалось существенно реже: оно коснулось приемных семей для детей-сирот и семей с детьми-инвалидами.

Редкий губернатор рискнет отменить льготы региональным ветеранам труда, это важный электоральный ресурс. Семьи с детьми редко ходят на выборы и вряд ли перекроют федеральную трассу – им некогда, говорит Оксана Синявская из НИУ ВШЭ.