Мнения
Бесплатный
Мария Железнова
Статья опубликована в № 4359 от 10.07.2017 под заголовком: От редакции: Школьная вертикаль

Зачем отнимать школы у муниципалитетов

Ольга Васильева строит вертикальное образовательное пространство

Министр образования Ольга Васильева анонсировала отстройку школьной управленческой вертикали – переподчинение школ регионам, а не местному самоуправлению – как часть «возвращения школ в государство». Согласно действующему закону об образовании учредителем школ могут быть как муниципалитеты (таких школ большинство), так и региональные власти в лице местных министерств или департаментов образования (такая схема реализована в Москве и Петербурге). Функции учредителя предполагают и функции собственника на школьное имущество, а также право назначения и увольнения директора школы. Финансирование муниципальных школ идет по двум каналам: за содержание здания и оплату ЖКХ отвечает муниципалитет, а за зарплату, покупку учебников и другие образовательные расходы – бюджеты региона.

Передавая несколько лет назад управление и финансирование образования на уровень регионов и муниципалитетов, Москва могла объяснять это желанием усилить связь школы и местного сообщества, но в действительности центр просто снимал с себя ответственность за происходящее, считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Школы получали лишнюю «прокладку» в виде муниципалитетов, которые могли произвольно перекидывать финансирование между школами района. Передача школ регионам уравняет их доступ к финансированию и, вероятно, улучшит ситуацию с содержанием и ремонтом школ, но не приведет автоматически к росту зарплат учителей – это зависит от бюджетных возможностей каждого региона.

Роль регионов в управлении образованием и сейчас велика – как в части создания стандартов образования, так и в области регулирования и контроля, они и так уже «огосударствлены», уверена глава Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Дальнейшая централизация нецелесообразна: управлять условной тысячей школ из одного регионального центра неэффективно и неудобно, а сам процесс передачи, переоформление множества документов надолго отвлечет школы от собственно образовательного процесса.

Отстройка управленческой вертикали – это часть большого процесса создания единого образовательного пространства, о необходимости которого часто говорит Васильева. Под единым пространством подразумевается и унификация содержания программ – в частности, идет дискуссия о создании и использовании единого для всей страны так называемого «базового» учебника по истории, географии и другим предметам. Но финансовой и управленческой централизации не должно сопутствовать выстраивание идеологической вертикали и возвращение уравниловки, возражают педагоги. Право учителя на выбор учебника гарантировано законом, а регионы должны сохранить право учитывать интересы своих жителей и местную специфику, говорит Абанкина.

«Возвращение школ в государство» из муниципалитетов – симптоматичная фраза, подтверждающая фактический отказ от местного самоуправления. Возможно, с экономической точки зрения переподчинение школ регионам логично в ситуации кризиса и отсутствия у муниципалитетов доходов. Единство образовательного пространства, вероятно, усиливается, но пространство это становится все более однообразным.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Кандид
10:39 10.07.2017
Госпожа Васильева, воспитанная в СССР, глубоко усвоившая марксизм-ленинизм, тащит Россию назад в привычную ей среду обитания. Правда, вместо коммунистической идеологии, хочет внедрить православие, а где живут мусульмане, придется ей согласиться и с учением Магомета. Главное, во всей политике государства, это удушение свободы, навязывание единой идеологии, по существу, ликвидацию Конституции при сохранении ее текста. Вот был у коммунистов "Моральный кодекс строителя коммунизма", а теперь будет "Моральный кодекс строителя царства Божия в Российской Федерации". Цель - воспитание молодежи в духе беспамятства, забвения истории страны, чтобы никто не вспоминал, как именем государства убивали ее поэтов, писателей, ученых, как уничтожили трудовое крестьянство, как сотрудничали с Гитлером, и как оказались не готовы к войне с ним, как положили на алтарь Победы страшные жертвы в 42 млн человек. Нужна гордость, мы лучше всех и такими были всегда. Образцы правителей: князь Владимир. Иван Грозный и вождь всех времен и народов товарищ Сталин. Коммунистам это не удалось, надеюсь и у нынешней партии "ЕР" ничего из этого не выйдет. Для начала нужно запретить читать русских классиков, русских поэтов, запретить фильм Ромма "Обыкновенный фашизм" и далее фильмы Тарковского, Быкова, Захарова и многих других. Тут даже великий исторический гений министра культуры не поможет.
30
Комментировать