Победа Центробанка

Финал истории «Югры» как инвентаризация ресурсов

Центробанк вышел победителем из конфликта с Генпрокуратурой за будущее банка «Югра». Острая фаза конфликта заняла две недели, после чего регулятор пошел на крайние меры и лишил банк лицензии, невзирая на поданный руководством банка иск и намеки Генпрокуратуры на планы проверки обоснованности действий самого Центробанка, в течение нескольких месяцев наблюдавшего обострение проблем у «Югры», и Агентства по страхованию вкладов, приступившего к возврату средств вкладчикам даже после протестов силовиков.

Генпрокуратура вошла в конфликт на этапе, когда в «Югре» уже была введена временная администрация, а руководство банка уже было отстранено от работы. И сам факт вмешательства силовиков, и риторика представителей силового ведомства произвели впечатление на банковский сектор. Нельзя сказать, что до того ЦБ и прокуратура избегали общения, – как следует из заявления регулятора, только в 2017 г. Центробанк шесть раз обращался в Генпрокуратуру по поводу возможного вывода активов из банка.

Конфликт разворачивался на фоне принципиального нейтралитета Кремля, который, однако, не упускал случая повторить, что руководство регулятора пользуется доверием президента, который поставил перед Эльвирой Набиуллиной и ее командой задачу расчистить банковский сектор от недобросовестных организаций.

В действиях регулятора нет политики или желания самоутвердиться, считает председатель ЦБ в 1995–1998 гг. Сергей Дубинин, это еще один шаг в направлении совершенствования банковского сектора. Если доминирует желание любой ценой добиваться своего, работать становится невозможно, едва ли у ЦБ есть такая цель, полагает эксперт.

Действия ЦБ, безусловно, добавили аппаратного веса Набиуллиной, но одновременно и увеличили число ее высокопоставленных врагов, отмечает политолог Евгений Минченко.

Это не означает, впрочем, что ЦБ претендует на какой-то новый, околосиловой статус, – наоборот, регулятор подтвердил свое положение вне системы, что в условиях борьбы башен, кланов, групп и прочих ситуативных объединений бульдогов только добавляет ему очков. Но история «Югры» не заканчивается отзывом лицензии, впереди могут быть уголовные дела из-за манипуляций с отчетностью, вывода активов и др. (прецеденты таких дел были). Тут-то и может возникнуть необходимость продемонстрировать политический ресурс – или же обнаружить его отсутствие.