Мнения
Бесплатный
Владимир Рувинский
Статья опубликована в № 4382 от 10.08.2017 под заголовком: От редакции: Война за войну

Праздник размежевания

Вышло исследование о том, как пропагандистское наполнение Дня Победы разделяет россиян

Великая Отечественная война в коллективной памяти – опыт небывалого единения в тяжелых испытаниях. Полвека назад победа принадлежала фронтовикам и – шире – народу, ее празднование давало чувство близости и солидарности. Большинство победителей умерло, а новая культура праздника 9 мая, формируемая госпропагандой, разобщает россиян и поляризует общество, выяснили исследователи МВШСЭН, РАНХиГС и РГГУ.

С начала 2010-х гг. люди ищут способы устанавливать связь с прошлым не только словом, но и действием, отмечают исследователи: повязывая георгиевскую ленточку на машину, пронося портрет деда по улицам, одеваясь в военную форму. После присоединения Крыма и санкционной войны с Западом такие «воспоминания делом» усилились. Появилась установка на максимальную публичность. А последние два-три года празднование Дня Победы ведет не столько к сплочению, но и к этическому размежеванию.

Исследователи выделили две конфликтные группы: и те и другие – потомки воевавших, но одни чаще считают их победителями, другие – жертвами войны. Первые, выходя с портретами дедов на шествия, выражают символическую агрессию («можем повторить»); вторые ищут солидарности с воевавшими.

Обе группы выходят на шествие «Бессмертный полк», но для одних шествие – гордость за победу, поддержка госполитики; для других – ориентация на семейную память, культ предков. Первых, похоже, на шествиях больше. На открытый вопрос, что чувствовали во время шествия, 60% респондентов назвали гордость, 37% – «чувство единения с народом» и 26% – «печаль/скорбь/горечь» при мысли о погибших. Любопытно, что для усиления своего высказывания обе группы могут носить одни и те же символы, например георгиевскую ленту. Но для одних это солидарность с участниками войны, для других – поддержка политики государства. Столкновение этих установок и смыслов приводит к конфликтам, часто публичным.

Те, кто транслирует агрессию, выступают запевалами конфликта, ими движет чувство несправедливости и обиды за существующее положение дел, начиная от управления домом и до внешней политики, говорит соавтор исследования Алексей Титков из РАНХиГС. Это чувство несправедливости успешно мобилизуется госпропагандой. Их противники, считающие себя хранителями традиций, используют смех или моральное осуждение. Это вызывает ответную агрессию. В пылу споров за смысл 9 мая его участники рискуют забыть о памятном дне.