Статья опубликована в № 4398 от 01.09.2017 под заголовком: От редакции: Школа идеологии

Почему российская школа все более средняя

Модернизации не получилось, идеологический крен прикрывает экономические проблемы
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Российская школа, бывшая еще 15 лет назад в авангарде реформ, давно не претендует на роль передового отряда. Модернизационный пафос стал чужим, а отсылки к «лучшим традициям советского образования» идут в ход все чаще. При этом экономическое положение школы ухудшается, а доступность образования падает.

Техническая модернизация не снята с повестки. На традиционном августовском селекторном совещании, посвященном готовности школ к началу нового учебного года, министр образования Ольга Васильева доложила премьеру о завершении работ по обеспечению широкополосного высокоскоростного доступа в интернет всех школ страны (их сейчас порядка 42 000), даже в труднодоступных и географически сложных районах. Другое дело, что широкополосный доступ в 260 школах сочетается с отсутствием теплых туалетов. Возможно, эта проблема постепенно решится в процессе «оптимизации» школьного образования – число школ постоянно сокращается: в 2005 г. их было 61 497, в 2010 г. – 49 469, в 2014 г. – 43 979. Цель – «повышение эффективности», понимаемое прежде всего как сокращение бюджетного финансирования.

Усиление консервативной риторики связывают с назначением на должность министра образования историка-традиционалиста Васильевой, пришедшей на смену естественнику-модернизатору Дмитрию Ливанову. Смена министра не столько определила, сколько оформила идеологический разворот от модернизации к традиционализму – чисто риторический, впрочем. Традиционалистская критика «оптимизации» (при том что от нее никто не отказывается) позволяет сделать вид, что мы возвращаемся к советскому формату и качеству образования.

Качество это мифическое – что скорее помогает властям. Акцент делается на примате воспитательной функции школы над образовательной. Получение знаний, конечно, важно, рассуждает вслух президент, но куда важнее воспитание «должного отношения» к себе, к семье, к родине. Это ложное в основе своей противопоставление означает возврат в школу идеологии и в лучшем случае, как в советские годы, как чего-то отдельного от повседневных практик.

Для провинциальной России модернизация системы образования остается чем-то внешним, чужим, «западным», следует из публикации Института социологии РАН «Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инновации», основанной на трехлетних исследованиях в 10 регионах страны. «Благодаря заложенным моральным устоям, сложившимся традициям и стереотипам в провинции российские учителя пока еще не готовы принимать нововведения, не соответствующие их устоявшимся представлениям о преподавании, – отмечают авторы исследования. – <...> Как правило, нововведения принимаются и адаптируются директорами и учителями школ, которые продолжают сохранять традиции российского/советского подхода».

Это если не считать тех директоров и учителей, в селах которых школы закрылись.

Читать ещё
Preloader more