Труба и немного нервно

Поправки в третий энергопакет повышают риски «Северного потока - 2»

Попытки еврочиновников повлиять на возможность прокладки в Европу трубопровода «Северный поток – 2» становятся все чувствительнее для «Газпрома» по мере приближения 1 января 2020 г. – дня, когда истечет срок действия соглашения о транзите российского газа в Европу через Украину. На этой неделе Еврокомиссия (ЕК) заявила о завершении работы над анонсированными поправками в энергетическое законодательство Евросоюза (ЕС), которые ставят под удар планы «Газпрома» к 2020 г. завершить прокладку альтернативы украинской трубе, которую составляют первая, уже действующая, и вторая, еще не проложенная, очереди «Северного потока».

Вероятность того, что поправки утвердят, невелика, но все-таки есть: это должно повысить риски удорожания и затягивания ввода «Северного потока – 2» и усилить давление на Россию, которую Европа хочет вернуть к диалогу с Украиной не только по транзиту газа, приносящему Украине $2 млрд доходов, но и по политическим вопросам. Продолжение транзита газа через Украину после 2020 г. – это приоритет для ЕС, заявил в сентябре вице-президент ЕК по вопросам энергосоюза Марош Шефчович.

Цель ЕК – принять поправки до конца 2018 г., говорил в сентябре 2017 г. председатель ЕК Жан-Клод Юнкер. В этом случае на «Северный поток – 2» распространятся правила так называемого Третьего энергопакета, согласно которому функции поставщика газа и оператора трубы – транзитера – разделяются, а к трубопроводу открывается доступ сторонних поставщиков. «Северный поток – 2» под действие энергопакета, принятого еще в 2009 г., не подпадал, поэтому ЕК решила изменить законодательство, чтобы распространить правила и на новый проект «Газпрома».

Поправки ЕК должны рассмотреть Европарламент, потом Совет ЕС, и если в Европарламенте они теоретически могут быть одобрены, то в Совете Европы у них есть значимые оппоненты, в первую очередь Германия, по территории которой предполагается проложить наземную часть трубопровода. В поправках много спорных юридических моментов, отмечает Константин Симонов из Фонда национальной энергобезопасности: фактически ЕС претендует на то, чтобы регулировать строительство газопровода в свободной экономической зоне на Балтике, которая регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. Тем не менее исключить, что поправки будут полностью одобрены, нельзя: у них есть политическая подоплека, а это значит, что сопротивление ЕС продолжится, полагает Симонов. Для «Газпрома» и его партнеров это повышает риски работы над проектом, и без того возросшие после принятия США нового пакета санкций против России, в котором предусмотрена возможность их распространения и на европейские компании, участвующие в прокладке и обслуживании газовых трубопроводов. Европейцы пока выходить из проекта не планируют, «Газпром» новости не комментировал. Но ждать, пока шум уляжется, нельзя, иначе к 2020 г. завершить строительство не получится: принуждение к диалогу ускоряется.