Большие дивиденды были, но вчера

Возможность снижения дивидендов не навредила акционерному соглашению в «Норникеле»

«Вчера видел раков по пять рублей, но больших <...> а сегодня были по три, но маленькие», – писал сатирик Михаил Жванецкий в монологе для артиста эстрады Романа Карцева. Вот так и крупнейший в мире производитель палладия «Норникель» рассказал акционерам: вчера были дивиденды большие, по 60% от EBITDA, а сегодня могут стать маленькими – 30% EBITDA, если долговая нагрузка вырастет выше 2,2 EBITDA.

Это еще не решено, но вполне вероятно. Предпосылок для этого появилось больше, чем в начале 2016 г., когда драматически падала цена на основные металлы «Норникеля» – никель и медь, уменьшая выручку компании. Именно тогда «Норникель» утвердил новую дивидендную политику – акционеры согласились с тем, что при высоком долге будут получать меньше денег.

Теперь же «Норникель» решил начать новый инвестиционный цикл, увеличить затраты на поддержание и развитие с $2 млрд в год до $2,3–2,5 млрд в 2018–2023 гг. Об этом рассказал в начале недели один из основных акционеров и президент «Норникеля» Владимир Потанин. Капитализация «Норникеля» тогда упала на 3,4% до 1,66 трлн руб. По словам Потанина, «устойчивое развитие имеет свою цену». Инвестиции нужны в проект по уменьшению выброса серы в воздух (на него компания рассчитывает потратить $1,4–1,5 млрд), а также на повестке остаются вопросы развития Масловского месторождения (на него в 2013 г. хотели потратить 85 млрд руб.), проекты Южного кластера и строительство третьей очереди Талнахской обогатительной фабрики. Последние три инвестрешения не приняты, и представитель «Норникеля» не говорит, сколько компания может на них потратить. Да и амбиции сделать крупнейшего производителя меди из Быстринского ГОКа и Баимского месторождения меди остаются.

Таким образом, при самом неблагоприятном развитии событий дивиденды могут снизиться до $1 млрд в год.

Пикантность ситуации придает то, что дивиденды в дополнение к акционерному соглашению стали гарантом мира в «Норникеле». О щедрых выплатах в компании в декабре 2012 г. договорились два воевавших с 2008 г. акционера – UC Rusal Олега Дерипаски и «Интеррос» Потанина. Последние пять лет в «Норникеле» все акционеры номинировали в совет директоров нужное количество человек, единогласно голосовали за их утверждение на постах, а единственный обратный выкуп с тех пор прошел в 2015 г. – да и то ради поддержания капитализации компании (хотя раньше этот механизм был орудием в борьбе за контроль над «Норникелем»).

Запрет на продажу акций «Норникеля», который действовал в отношении крупнейших акционеров последние пять лет, истекает в декабре 2017 г. После этого один из акционеров может выкупить акции другого. Но условия соглашения между крупнейшими совладельцами «Норникеля» – Потаниным, Дерипаской и Романом Абрамовичем (последний принес мир в «Норникель») – работают и все стороны заинтересованы в его продлении, рассказывал Bloomberg Потанин. Инвесторы отреагировали, капитализация компании в среду прибавила 2,4%. В Норильске все спокойно, и временно падающие дивиденды миру не мешают.