Как победить неспортивное поведение

Решение не препятствовать участию российских спортсменов в Олимпиаде без гимна и флага было единственно правильным вариантом

Отказ Владимира Путина от бойкота зимней Олимпиады в Пхенчхане и разрешение спортсменам участвовать в соревнованиях под нейтральным флагом, конечно, обрадует атлетов, много лет готовившихся к Играм. Но сама необходимость вмешательства первого лица в этот вопрос вместе с накалом дискуссии о целесообразности поездки в Пхенчхан без флага и гимна отражает невероятно высокий уровень политизации спорта.

Принятое во вторник решение МОКа о запрете сборной участвовать в Олимпиаде под национальным флагом вызвало бурную реакцию. Депутаты и сенаторы состязались в демонстрации лояльности государству и поношении МОКа, яростно призывая к бойкоту Олимпиады. Реакция спортсменов оказалась противоречивой. Хоккеист, основатель Putin Team Александр Овечкин назвал выступление под нейтральным флагом унизительным, а вот чемпионка мира по легкой атлетике Иоланда Чен, пропустившая Олимпиаду 1984 г. в Лос-Анджелесе из-за бойкота СССР, заявила, что «легко быть патриотом на диване и говорить о бойкоте». Трехкратный чемпион Олимпиады в Сочи Виктор Ан сказал: «Я не могу просто так взять и сдаться <...> если властям небезразлична судьба атлетов, они должны нам разрешить выступать в качестве нейтральных спортсменов».

Такая реакция отражает специфические представления значительной части общества и элиты о спорте как об одном из важнейших полей битвы России с мировой закулисой. Сам Путин говорил в октябре 2017 г. на Валдайском форуме, что выступление под нейтральным флагом – «унижение страны».

Унижения можно было бы избежать, если бы спортивные чиновники вовремя осознали изменение правил игры в начале 2010-х гг., сделали нужные выводы и обратили внимание на спортивную науку, достижения которой позволяют атлетам добиваться высоких результатов без допинга и махинаций, отмечает эксперт в области антидопинга Сергей Илюков.

Вечером в среду Путин пообещал спортсменам не препятствовать их участию в Играх и признал, что Россия дала повод для подозрений, которым «воспользовались не совсем честным образом». Смена тональности не случайна – вряд ли президент накануне выборов хотел бы огорчить спортсменов и лишить телезрителей зрелища. Кроме того, участие российских спортсменов в Олимпиаде – вопрос рекламных доходов телеканалов во время трансляций.

Отказ от бойкота – это хорошо. Плохо, что карьера спортсменов оказалась в руках чиновников и политиков, бездействовавших как в борьбе с допингом, так и в защите пострадавших атлетов. То, что решения ждали от первого лица, – характерная особенность устройства отечественного спорта высших достижений, чрезмерно зависимого от бюджетного финансирования или поддержки близких власти олигархов, отмечает гендиректор sports.ru Дмитрий Навоша.