Компания большого полета

SpaceX Илона Маска движется к реализации его мечты – пилотируемым полетам на Марс

«Если мы добьемся успеха – положим конец бизнесу других разработчиков тяжелых ракет. Вот представьте: одна авиакомпания использует многоразовый самолет, а все остальные – одноразовые, и с ними вы типа на парашюте попадаете в место назначения, а самолет где-то там разбивается. Безумие? А это так сейчас устроен рынок запусков», – подписал приговор конкурентам гендиректор компании SpaceX Илон Маск, когда стало понятно, что тяжелая ракета Falcon Heavy, созданная SpaceX, выполнила забавную задачу, которую он перед ней поставил.

И манекен на Tesla навсегда застрял в космосе под песню Дэвида Боуи.

SpaceX основана в 2002 г., сейчас в ней примерно 6000 сотрудников. Первый запуск ракеты – это была Falcon 1 – она совершила в марте 2006 г., но неудачно, следующие два также закончились аварией, в 2008 г., с четвертой попытки, в космос отправилась алюминиевая болванка весом примерно 160 кг. Пятый запуск, в июле 2009 г., был уже платным – на орбиту был выведен малазийский спутник RazakSat весом 180 кг.

Затем SpaceX переключилась на ракету Falcon 9, ее модификации 48 раз успешно достигли орбиты, неудачных запусков – всего один; еще пару раз аварии случались до старта. Самая тяжелая из полезных нагрузок ракеты – спутник компании Intelsat весом 6,761 т, запуск состоялся в июле 2017 г.

С 2004 г. SpaceX производит космический корабль Dragon – совершено 15 запусков, все на Falcon, все удачные, в одном случае взрыв на земле до запуска повредил корабль. SpaceX по контракту с NASA снабжает Международную космическую станцию всем необходимым и вывозит оттуда мусор; контракт этот принес компании $2 млрд. СМИ сообщали, что, прежде чем начать коммерческое использование продуктов SpaceX, Маск вложил в компанию собственные $100 млн. В нынешнем году ожидается первый полет на Dragon астронавтов – они тоже отправятся на Международную космическую станцию.

SpaceX старается экономить, поэтому сделала ставку на многократное использование деталей и ракеты, и корабля. 13 первых ступеней ракеты Falcon 9 удалось вернуть на Землю. Первое повторное использование первой ступени состоялось в марте прошлого года; второе – в июне.

Старший вице-президент SpaceX Тим Хьюз сообщил, что сейчас у компании есть предварительные договоренности на 70 запусков, что принесет ей примерно $10 млрд; среди клиентов не только привычные NASA и минобороны США, но и коммерческие спутниковые операторы, и иностранные правительства. SpaceX будет стремиться совершать запуски каждые две недели или даже чаще, обещает Хьюз, а в планах – создание и запуск спутниковой группировки из дешевых космических платформ, которые обеспечат весь мир широкополосным интернетом.

И, конечно, SpaceX надеется создать систему, чтобы отправиться на Марс. Это мечта Маска, а ему сейчас всего 46 лет.

Примерно 110 лет назад в руки одному рижскому школьнику попала книжка «Исследование мировых пространств реактивными приборами» Константина Циолковского. Этот школьник был полусирота, мать его рано умерла, а отец, хотя и врач, был большой фантазер и сына таким воспитал. Книжка Циолковского зажгла в мальчике желание покорить космос, он начал делать расчеты траектории полета ракеты на Марс, когда учился на инженера в Рижском политехническом институте. «Вперед, на Марс!» – повторял этот инженер всю свою жизнь, в самых тяжелых и голодных условиях, ее сопровождавших, и даже утомил этим лозунгом коллег. И когда неведомые шутники повесили на созданную инженером уже вторую модель опытного реактивного двигателя, ОР-2 (его прародительницей была паяльная лампа), плакатик «Вперед, на Марс!», он нисколько не обиделся, а счастливо засмеялся.

Восторженный инженер был Фридрих Цандер, первый начальник Группы изучения реактивного движения, той самой, из которой вырос весь советский космический проект. Он умер от тифа в 46 лет, не дождавшись старта своей первой настоящей ракеты.