Когда государства слишком много

Критическую долю государства в банковском секторе будет нелегко сократить

Можно спорить о доле госсектора в ВВП России (эксперты оценивают ее с большим разбросом: 33, 46 и даже 70%), но доминирующая роль государства в фундаментальных сферах экономики – нефтегазовой отрасли, транспорте, а с некоторых пор и в банках – давно не подвергается сомнению. Как подсчитало Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), с начала 2016 г. доля государства в банковском секторе России выросла с 61 до 70%. И это, похоже, уже критический уровень: стремление ЦБ сохранить устойчивость банковской системы оборачивается потерей ее гибкости и чересчур высокой финансовой нагрузкой для государства.

Сейчас в топ-10 российских банков по активам только три частных, но их активы составляют лишь около 10% от суммы активов первой десятки. Основную роль в росте доли государства сыграло решение ЦБ санировать частные «Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк через Фонд консолидации банковского сектора. Это предполагает их дальнейшую продажу – и в январе 2017 г. на Гайдаровском форуме председатель ЦБ Эльвира Набиуллина подтвердила намерение вывести их на рынок «как можно быстрее».

Однако перспективы приватизации туманны в условиях санкционного режима и общей слабости российской экономики. Руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Кирилл Лукашук уверен, что внутри страны не найдется инвесторов, готовых одномоментно вложиться вдолгую в банковский бизнес такого уровня. Передача же санированных банков под крыло одного из крупнейших государственных не решит проблему. Бывшему проблемному банку для развития и вывода на продажу нужна агрессивная стратегия, но ЦБ едва ли это одобрит. Затягивание же продажи чревато ростом и без того масштабных государственных вливаний в банковский сектор (расходы на санацию «Открытия», Бинбанка и Промсвязьбанка, по подсчетам «Ведомостей», уже превысили 1 трлн руб.). «Открытие» и Бинбанк объединят в надежде на синергию, но это не отменяет необходимости докапитализировать Бинбанк. А Промсвязьбанк предполагается сделать опорным банком для исполнения гособоронзаказа и госконтрактов – с одной стороны, это гарантированная загрузка, с другой – перспектива подпасть под санкции, едва ли это привлечет рыночного инвестора.

Как отмечает директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков, банки с государственным участием сейчас могут быть эффективными из-за доступа к дешевому фондированию. Но это лукавая эффективность. Солодков сравнивает ситуацию в банковской сфере с авторынком: если убрать протекционистские таможенные пошлины и утилизационный сбор, то «АвтоВАЗ» из успешного предприятия тут же превратится в неэффективное.