Россия для Путина, снежки для губернатора

Образ России четвертого срока Путина совмещает непобедимые ракеты с непобедимыми свалками

Для тех, кто что-то упустил в этой громкой истории, кратко напомню, как развивались события.

В ночь на 21 марта на подмосковном мусорном полигоне «Ядрово» произошел выброс газов. Расположенный в нескольких километрах от свалки Волоколамск накрыл тяжелый запах, людям становилось плохо, в больницу доставили 57 детей, пять из которых были госпитализированы. Губернатор Московской области Андрей Воробьев лично приехал в Волоколамск, чтобы разобраться в ситуации и успокоить людей, но возле больницы его остановила большая группа разгневанных граждан. Ответы губернатора на заданные ему острые вопросы горожан, видимо, не устроили, поэтому они забросали главного областного начальника снежками под крики «Позор!» и «В отставку!». Прибывшему в губернаторской свите руководителю Волоколамского района повезло меньше: его слегка поколотили и даже вроде бы порвали одежду.

На первый взгляд, при самом сильном увеличении, в этой истории видится классическое ЧП районного масштаба. Старая свалка неподалеку от города, закрыть которую давно надо бы, да не на что. Местные жители годами мучаются этим соседством, дышат в полвздоха, не открывают окон, но продолжают терпеть, потому как – а куда деваться? Однажды их, правда, прорывает: они собираются на площади, кричат «Долой!», добиваются приезда начальства, выбивают из него новые клятвы все исправить – и терпят дальше, до следующего выброса. Ну а губернатор просто попал под горячую руку: у него ведь выборы скоро, пора уже милость к падшим призывать и демонстрировать навыки эффективного менеджера – вот он и поехал лично закрывать амбразуру.

Но давайте перейдем к более общему плану, возьмем в фокус все Подмосковье. И что же мы увидим? Множество аналогичных свалок по всей области, одна из которых прошлым летом удостоилась показательного закрытия президентом практически в прямом эфире – после чего мусор оттуда, разумеется, повезли на другие полигоны. Разгоревшиеся затем протесты местных жителей против других свалок, ставшие особенно активными как раз нынешней весной. Все более частое использование «мусорной темы» в политической борьбе на фоне усиливающихся слухов о неочевидных перспективах переизбрания Воробьева на новый срок. И жесткое столкновение различных бизнес-групп за передел мусорного рынка, отзвуки которого периодически прорываются и в большую политику.

Однако и это еще не вся картина, истинные масштабы которой открываются лишь с максимальной высоты. Оттуда мы поначалу видим уже не мэров и губернаторов, ставших почти неразличимыми, а одинокую, но могучую фигуру Владимира Путина. Это он преодолевает технологическое отставание России от Запада и радикально снижает уровень бедности. Это ему покоряются демографический кризис и квартирный вопрос, не говоря уже о дураках и дорогах. И это он одним мановением руки рассылает «к соседам в чуждые пределы» неуловимые ракеты, неслышимые подлодки и несбиваемые боеголовки.

Правда, когда рассеивается предвыборный туман, мы видим совсем другую Россию. Где дети теряют сознание, просто подышав утром свежим мартовским воздухом. Где начальство не может внятно объяснить людям, когда они смогут жить по-человечески, а люди в ответ не очень по-человечески обходятся с самим начальством. И где, наконец, граждане вспоминают о собственных интересах лишь тогда, когда им по-настоящему плохо. Как жители Волоколамского района, где на выборы 18 марта пришли жалкие по нынешним меркам 44% избирателей.