Где найти деньги на оплату коммуналки

Последние четыре года расходы на ЖКУ росли в два раза быстрее доходов россиян, а соцподдержка сократилась

Расходы россиян на оплату ЖКУ растут куда быстрее, чем их доходы в номинальном выражении, при этом доля семей, получающих субсидии для оплаты ЖКУ, сокращается. Это социально опасный разрыв, сократить который может усиление адресности господдержки. На этом фоне недовольство россиян сферой ЖКУ остается высоким.

Счета россиян за жилищно-коммунальные услуги в 2013–2017 гг. увеличились в 2 раза больше, чем их доходы, подсчитала Александра Бурдяк на основе данных Росстата для майского «Мониторинга экономической ситуации в России» РАНХиГС и Института Гайдара. За четыре года платежки в расчете на одного человека увеличились в среднем на 39,5% (с 1598 до 2229 руб.), а номинальные денежные доходы населения – в среднем всего на 21% с 25 928,2 до 31 477,4 руб. (с учетом инфляции и вычета обязательных платежей реальные доходы населения за те же четыре года сократились на 10,8%).

Платежи за ЖКУ растут по целому ряду причин, наибольший вклад вносит собственно увеличение тарифов на ЖКУ, считает Бурдяк. По закону тарифы не должны превышать инфляцию за предыдущий год, и, в принципе, это так, но власти в регионах могут превышать лимит в виде исключения, например на ремонт и содержание трубопровода и другой изношенной инфраструктуры. Кроме того, счета домохозяйств растут из-за увеличения числа жильцов – например, рождения детей (так как некоторые статьи в платежках привязаны к числу зарегистрированных в квартире), роста потребления горячей и холодной воды, плюс появились новые платежи – например, на капитальный ремонт дома с 2014 г. Взнос на капремонт и другие специальные платежи – основная причина роста расходов на ЖКУ, считает директор по развитию Центра урбанистики в «Сколкове» Сергей Сиваев. А цены на газ и электричество, которые поставляют крупные холдинги, растут быстрее, чем на услуги местных коммунальщиков (вода и тепло), из-за чего те несут убытки. Ко всему этому можно добавить риск роста по чисто политическим причинам: недавно группа En+ Олега Дерипаски, попавшая под санкции США, просто попросила правительство повысить тарифы на ЖКУ в Иркутской области (это домашний регион для группы), чтобы компенсировать себе потери от санкций.

При этом помощь государства на оплату ЖКУ (льготы отдельным категориям граждан или субсидии малоимущим семьям, где доля расходов на коммуналку превышает определенный процент доходов, – в зависимости от региона это обычно 10–22%) в пересчете на получателей в 2013–2017 гг. тоже сократилась. Доля граждан, получающих в том или ином виде льготы на ЖКУ, за четыре года сократилась с 26% в 2014 г. до 24% в 2017 г. (Бурдяк объясняет это в первую очередь уходом из жизни пожилых – среди них много льготников – и ужесточением условий назначения льгот, а Сиваев – наведением порядка в этой сфере, когда по льготе ветерану труда скидку на оплату за квартиру получала вся семья). Но и доля получателей субсидий, несмотря на падение реальных доходов и рост тарифов, по расчетам Бурдяк, также сократилась с 6,4% в 2013 г. до 5,7% семей в 2017 г. Это противоестественно – в кризис их должно становиться, напротив, больше и, например, в кризисные 2009–2010 годы доля таких семей выросла. В 2013–2017 гг. только в 20 российских регионах отмечен рост получателей субсидий (среди них Москва, ЯНАО, Смоленская, Тамбовская, Рязанская области, Северная Осетия) – с учетом снижения реальных доходов населения и роста тарифов ЖКУ это демонстрирует адекватность работы системы соцподдержки, там она сыграла амортизирующую роль, отмечает Бурдяк. Не исключено, что где-то семьи могли сами отказаться от получения субсидий – может быть, они нашли возможность как-то увеличить доходы, предполагает Сиваев.

При этом если мерить в абсолютных цифрах, то в 2013–2017 гг. размер социальной поддержки на одного пользователя увеличился на 16%, размер субсидии на одну семью – на 33%. Но при сравнении с объемом платежей за ЖКУ поддержка ослабла: доля субсидий в платежах за ЖКУ за четыре года сократилась с 3,3 до 2,8%, а роль льгот снизилась за тот же период с 14,9 до 11,7%. Суммарно эти две меры в 2017 г. возмещают 14,5% платежей за ЖКУ, тогда как накануне кризиса, в 2013 г., возмещали 18,2%, указывает Бурдяк.

Расходы россиян на ЖКУ растут, но к улучшению качества услуг – или хотя бы удовлетворенности ими, ощущению, что платишь больше не зря, – это не ведет. В мае 2018 г. треть респондентов ФОМа заявили, что, по их мнению, в системе ЖКХ за шесть лет третьего президентского срока Владимира Путина не было сделано ничего полезного и ситуация только ухудшилась. Эту проблему в списке перечисленных в майских указах Путина 2012 г. опрошенные социологами поставили по важности среди нерешенных на первое место.