Что общего у НАТО и Nord Stream 2

Президент США в Брюсселе рассуждал как политик, а не бизнесмен

«Германия полностью контролируется Россией, потому что они [немцы] будут получать от 60 до 70% энергии для себя от России, а новый газопровод [«Северный поток – 2»], вот скажите мне, разве он приемлемый, потому что я думаю, что нет, и я думаю, что это очень плохое дело для НАТО» – примерно такой текст произнес президент США Дональд Трамп, когда нападал на союзников по Североатлантической оборонительной организации. Президент Трамп считает (небезосновательно), что США несут большую часть финансовой нагрузки при обеспечении жизнедеятельности НАТО; оборонные расходы США – почти 4% ВВП, а большинство европейских стран даже до 2% не дотягивают, а должны быть, по мысли президента США, те же 4%.

Кажется, где газ – а где военные расходы? Но «Северный поток – 2» явно вызывает у Трампа раздражение – вплоть до того, что он грозит санкциями европейским компаниям, которые в строительстве трубопровода участвуют. Логика американского президента тут какая-то политическая, а не бизнесовая – хотя и считается, что он настоящий бизнесмен и любит сделки, покупать газ он предлагает не где дешевле, а где полезнее стратегически. Прежде использование газового оружия (несколько в иной форме, правда) было прерогативой российских властей – но известно же, что подходы президентов Трампа и Путина к международной жизни схожи.

Участники же «Северного потока – 2» как бы недоумевают, слушая Трампа, но, думаю, и пугаются тоже.

«Северный поток – 2», почти не сомневаюсь, будет построен и заработает – если только не произойдет какой-то политической или геостратегической катастрофы. К тому моменту Трамп перестанет, скорее всего, быть президентом США. Американский сланцевый газ, видимо, в каких-то объемах и при следующем президенте будет поставляться в Европу – по политическим мотивам, конечно, – но существенной доли на европейском рынке не займет прежде всего потому, что из-за трубопроводов в Европе газ заметно дешевле, чем в Азии, куда и устремлены намерения американских производителей газа.

«Северный поток – 2»

Протяженность - 1225 км Мощность - 55 млрд куб. м газа в год Инвестиции - 8 млрд евро

Строптивость крупнейших европейских газовых компаний имеет пределы – а потому американское политическое давление на «Северный поток – 2» обязательно сыграет свою роль: трубопроводом будут пользоваться по необходимости; это настроение дополнительно усилят и европейские бюрократы, ставящие своей опять-таки политической целью диверсификацию поставок газа, что следует понимать как снижение зависимости от «Газпрома», а значит, и от его труб тоже.

В связи с этим надо напомнить, что уже начались коммерческие поставки газа с гигантского месторождения Шах-Дениз в Каспийском море по Трансанатолийскому газопроводу, т. е. по трубопроводу через Турцию, а ЕБРР выдал 500 млн евро на его продолжение – Трансадриатический газопровод, который приведет азербайджанский, а может, в дальнейшем и туркменский газ в Италию. Труба не слишком широкая, всего 10 млрд куб. м, но лиха беда начало; а от Италии, замечу, не так далеко до австрийского Баумгартена, главного для «Газпрома» газового распределительного центра в Европе.