Как выглядит справедливость по Белоусову

Идея заставить бизнес «делиться» не нова, но сейчас острой необходимости в изъятиях у государства нет

Предложение помощника президента Андрея Белоусова изъять у 14 металлургических, химических и нефтехимических компаний 513,7 млрд руб. сверхдоходов, образовавшихся в результате девальвации рубля и выгодной мировой конъюнктуры, концептуально не ново, хотя технически непросто. Но когда речь заходит об изъятии, это вопрос не только техники, но и целеполагания: то, что в тексте письма объяснялось поиском средств на реализацию предвыборных обещаний Владимира Путина, в дальнейших разъяснениях Белоусова приняло вид простой и знакомый еще по 1990-м: «Делиться надо», – процитировал помощник президента крылатую фразу министра финансов правительства Виктора Черномырдина Александра Лившица.

«Делиться надо», – говорил Лившиц, имея в виду дефицит бюджета, дыру в котором образовывали в том числе недоуплаченные бизнесом налоги. «Делиться надо», – говорило нефтяникам правительство в 2015 г. в поисках средств для затыкания дыры в бюджете. Однако сейчас, поспешило заверить правительство, деньги на воплощенные в майском указе обещания президента найдены в том числе за счет повышенного НДС, что признал и сам Белоусов. Сейчас делиться надо по справедливости – налоговая нагрузка на металлургов и нефтяников неодинакова, пояснил помощник президента, ее необходимо выровнять – и как раз по уровню рентабельности нефтянки, полагают в бизнес-сообществе, обращая внимание на планку в 22%, объединяющую компании из «списка Белоусова». 22% рентабельности – это выглядит как новая и универсальная планка справедливости доходов экспортеров с точки зрения государства, вернее, одного из его представителей, однако виза президента «согласен» выглядит как косвенная поддержка самой идеи пересмотра.

Идея повысить налогообложение металлургической отрасли возникала последние 15 лет, но все попытки заканчивались ничем из-за специфики отрасли: много разновидностей металлов, у которых свои и очень разные рынки, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Поэтому разработать единую систему налогообложения для металлургии в отличие от нефтянки достаточно сложно. А доля металлургии в российском экспорте сравнительно невысока – около 10% валютных поступлений, по данным Минэкономразвития, как и в бюджете: отдача от хлопот подстраивания налогообложения под ценовую конъюнктуру отрасли была бы невысокой. Кроме того, сама идея новых изъятий противоречит идее стабильности налоговой системы, о которой не устает говорить Минфин.

Но, возможно, не впервые проявляющиеся противоречия между помощником президента и правительством в данном случае не вопрос перетягивания аппаратного каната в утверждениях своих представлений о «справедливости» дележа. Попытка найти возможность изъятия денег на фоне ухудшения отношений с Западом выглядит как заявка на формирование новых подушек безопасности для бюджета, пусть даже ценой очевидных проблем целых отраслей. У инвесторов впечатление, что в стране в принципе берется курс на мобилизационную экономику, просто начали с металлургического сектора, говорит Орлова.-