Когда университет возвращается

Восстановление лицензии Европейского университета – это хороший знак, но единичный эпизод

Возвращение лицензии на обучение студентов негосударственному вузу спустя год после изъятия отражает небезнадежность попыток ведущих вузов отражать нападки реакционной части правящего класса, но это скорее успешный эпизод, а не тренд.

В пятницу Рособрнадзор опубликовал на своем сайте приказ о выдаче Европейскому университету (ЕУ) в Санкт-Петербурге лицензии на обучение студентов по программе магистратуры по девяти специальностям, в частности социологии, политологии и экономике (где его программы считаются лучшими), а также аспирантов. Это означает, что здравый смысл победил, говорит научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

ЕУ подал в июле 2017 г. заявление о прекращении образовательной деятельности после проверок Рособрнадзора. По официальной версии, вуз нарушил второстепенные требования организации учебы (например, у него не было своего спортзала) и правила пожарной безопасности. Проблемы университета не решились после его выезда из исторического особняка и даже после личного вмешательства Владимира Путина. Отчасти это было результатом особенностей работы Рособрнадзора: очистив высшее образование от «фабрик дипломов», ведомство нередко работало по инерции и формально, не учитывая качество обучения и компетенцию преподавателей.

Реальной причиной злоключений ЕУ эксперты считали претензии реакционной части истеблишмента. Ее не устраивало название вуза, активное сотрудничество с зарубежными университетами, изучение работы правоохранительной системы. Летом 2017 г. по схожим основаниям аккредитации лишилась Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка). Рособрнадзор в этой ситуации выглядел бюрократическим инструментом, действовавшим в интересах тех, кого президент называл представителями «дремучего охранительства».

Что изменилось с тех пор? Решение принималось на высшем уровне, говорит источник, знакомый с ситуацией. Свою роль сыграло коллективное письмо ассоциации ведущих университетов, потребовавших, чтобы работа вузов прекращалась по содержательным, а не по формальным критериям. Солидарность ректоров могла повлиять на решение, но главная причина – возвращение во власть и усиление аппаратных позиций одного из основателей университета Алексея Кудрина, считает политолог Евгений Минченко. Верховная власть в России непредсказуема, она может точечно карать и точечно же миловать, отмечает политолог Алексей Макаркин. Возвращение лицензии ЕУ не означает счастливого разрешения проблем Шанинки, ее судьба будет также рассматриваться индивидуально и неофициально, предполагает Макаркин.