Как измерить нацпроекты
Отсутствие методики оценки результатов новых нацпроектов на ближайшие годы означает, что прорыв будет делаться «на глазок»У главы Счетной палаты Алексея Кудрина есть важная роль, выходящая за рамки его формальных полномочий главного аудитора страны, – говорить очевидные, правильные, но неприятные слова. Две трети показателей нацпроектов, разработанных правительством для выполнения майского указа Владимира Путина, нельзя отследить статистикой, заявил в среду на заседании правления РСПП Кудрин. На эти нацпроекты в ближайшие три года планируется потратить из бюджета 3,7 трлн руб., но методов оценки результатов их исполнения у правительства пока нет и еще долго не будет, так что оценивать результаты придется на глазок. Это значит, что они наверняка будут выполнены: вопрос – как.
Кудрин говорил о паспортах нацпроектов по 12 направлениям, которые на основе перечисленных в майском указе целей и задач развития страны до 2024 г. разработало правительство. 1 октября паспорта были внесены во вновь собранный Совет по стратегическому развитию и нацпроектам при президенте. В паспортах, как сообщала пресс-служба правительства, «укрупненно отражены мероприятия по достижению поставленных в указе национальных целей и целевых показателей». Но 65% показателей, которые должны отслеживаться, «статистически ненаблюдаемы», заявил Кудрин: методики правительство подготовит только к концу 2019 г., по некоторым программам – в 2020 и даже в 2021 г., что очень поздно, а значит, «мы не всегда будем видеть полностью картину выполнения этих целей». Это, как ранее говорил глава Счетной палаты, затруднит оценку того, насколько выполнимы и реализуемы задачи, поставленные президентом. Правительство на критику пока не ответило. Правда, и в указе цели не всегда были четко обозначены: например, про рост реальных доходов сказано было, что они должны «устойчиво расти».
Получается, что нацпроекты придется исполнять на глазок, говорит директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова: по производительности труда, например, у Росстата есть методика только по очень укрупненным видам экономической деятельности, а проекты предполагают отслеживание целей детально по базовым отраслям вплоть до отдельных предприятий. Чтобы измерять одни и те же процессы, метр у всех должен быть одинаковый. А как показал опыт исполнения майских указов 2012 г., разные агенты для отчетности применяли по ряду показателей несопоставимые целевые параметры, вспоминает Акиндинова.
Сейчас экономическая ситуация сложнее, поэтому и требования жестче: министры теперь несут персональную ответственность за исполнение майского указа. Провалить проект, данный нам не в цифрах, а в ощущениях, довольно сложно. Но еще сложнее будет убедить страну, что такие воображаемые результаты – это и есть успех.-