Возвращение заочного обучения

Экономист Николай Кульбака о недостатках перехода к онлайн-курсам

В 1981 или 1982 г. ректор одного из советских вузов организовал на базе внутреннего телевидения, нечеткого и черно-белого, трансляцию собственных лекций по сопромату на немецком языке (впрочем, вероятно, язык был французский). Студенты, ничего не понимавшие из таких лекций, написали письмо в «Комсомолку». В результате разразился скандал на всю страну. Эта история мне живо вспомнилась, когда на днях ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил перевести все курсы в онлайн, а сразу после этого появилась информация о проекте перевода на такую систему обучения слабых региональных вузов.

В принципе, ничего нового в этих проектах нет. Идеи онлайн-образования в нашей прессе активно обсуждались еще в начале 2000-х. Интернет, пришедший в Россию в начале 90-х, к тому времени распространился настолько, чтобы дать возможность создавать онлайн-курсы и продвигать их на рынок. Впрочем, через несколько лет мода на них сошла на нет и все благополучно вернулись к традиционному классическому образованию. Почему же теперь, спустя 15 лет, к этой теме вернулись и не кто-нибудь, а ректор одного из лучших в нашей стране университетов?

Аргументация Кузьминова вполне понятна. В стране действует огромное количество региональных вузов, где качество обучения оставляет желать лучшего. Проверить, что и как читают там преподаватели, насколько сильно они отстают по уровню от Вышки, или, например, от РАНХиГС, или других лучших университетов, невозможно – на это у Рособрнадзора никаких сотрудников не хватит. В лучшем случае его хватит на проверку документации и соответствия вуза формальным требованиям.

Напрашивается очевидное решение – помочь этим вузам в подготовке студентов. Регулярно отправлять туда преподавателей дорого, да и вузов таких слишком много – ко всем не наездишься. А с онлайн-курсами студенты в регионах получат возможность готовиться по лекциям лучших столичных профессоров, а местные преподаватели смогут использовать их для повышения своего уровня. Идея вроде бы беспроигрышная, но дьявол, как говорится, кроется в деталях.

Действительно, онлайн-обучение активно используют лучшие западные университеты – от Гарварда до Оксфорда. Некоторые из них строят на онлайн-курсах весь учебный процесс. Казалось бы, нашим университетам тоже необходимо включаться в эту работу, чтобы не отстать от мировых лидеров. Только вот процесс обучения на Западе все-таки отличается от наших традиций. Во-первых, студенты большинства вузов могут – а очень часто и должны – сами выстраивать свой учебный процесс в соответствии со своими интересами, приоритетами и наклонностями. Во-вторых, западные школы намного больше ориентированы на самостоятельную работу, чем наши. В-третьих, учебный процесс в западных университетах обеспечен, как правило, современными учебниками очень хорошего уровня. Таким образом, в западные вузы на онлайн-обучение приходят студенты, привыкшие к самостоятельной работе, организационно самостоятельные и обеспеченные качественным учебно-методическим материалом.

Среднестатистический российский студент подготовлен к вузу отечественной школой с ее высоким уровнем заорганизованности и контроля. Его последний год в школе был посвящен в основном натаскиванию на сдачу ЕГЭ. К моменту поступления в вуз он еще не умеет учиться самостоятельно и даже выбор своей специальности, не исключено, сделал спонтанно. Смена школьных ограничений на вузовскую свободу нередко приводит к тому, что лекции студенты пропускают, контрольные и лабораторные работы делают в последний момент, а сессия оборачивается чередой мучительных пересдач. Перевод такого студента на онлайн-обучение будет означать, что те крохи знаний, которые он получает на лекциях, просто пролетят мимо.

Еще одна серьезная проблема – это учебники. Качество их остается на очень низком уровне. Даже в большинстве столичных вузов это тяжеловесные устаревшие тексты, по которым практически невозможно учиться самостоятельно. Современные учебники на Западе серьезно перерабатываются раз в несколько лет. У нас же в вузах легко можно встретить тексты, написанные в начале 90-х и до сих пор тиражируемые слово в слово. Для качественной работы на современном уровне не хватает ни квалификации издательств, ни спроса со стороны рынка.

Что же произойдет, если онлайн-образование внедрят в регионах повсеместно? Не умеющий самостоятельно учиться российский студент, не имеющий к тому же поддержки в виде современного учебника, будет кое-как сдавать тесты и зачеты по таким онлайн-курсам при молчаливой поддержке своих преподавателей. Сами региональные вузы де-факто будут низведены до положения филиалов ведущих вузов с той лишь разницей, что диплом они будут получать все равно свой, региональный, а московский вуз не будет нести никакой ответственности за его, диплома, качество. Перед нами извращенная система франчайзинга, при которой франчайзер наживается на франчайзи, не помогая им ни своим брендом, ни своим менеджментом.

Почему же такая идея вновь возникла в нашей образовательной среде? Вспомним, что первая попытка внедрения онлайн-образования пришлась на начало 2000-х, когда государственные расходы на образование были на крайне низком уровне. Тогда для многих вузов остро стоял вопрос выживания. 2010-е годы ознаменовались серьезным ростом бюджетных вливаний в образование, позволившим крупным вузам существенно улучшить свое финансовое положение. Однако начиная с 2013 г. расходы на образование стали снижаться. Номинально в 2017 г. наше образование получило из бюджета столько же денег, что и в 2012 г. Однако инфляция за эти годы уменьшила сумму минимум на четверть. Дальнейший прогноз выглядит еще более неутешительным: государство затягивает пояса. Но ведь бюджет крупных вузов уже распланирован, и сокращать его очень не хочется. Значит, надо искать дополнительные средства его наполнения. Именно на это, на мой взгляд, в реальности и рассчитан проект внедрения онлайн-образования – чтобы за счет региональных вузов пополнить доходы крупных столичных вузов. Обычный рыночный интерес.

Ничего криминального в этой идее нет. Как маркетолог с практическим опытом, я бы и сам рекомендовал Вышке нечто подобное. Впрочем, также понятно, что региональные вузы будут бороться с этой идеей. И их тоже можно понять, поскольку распределение бюджетных денег – это игра с нулевой суммой. Другое дело, что никто сейчас не сможет сказать, как этот проект скажется на уровне образования в целом. В любом случае подобные решения нельзя принимать без качественного анализа, который, как мне кажется, был весьма односторонним.

По крайней мере, онлайн-образование – это не то, с чего следует начинать реформы высшего образования. Значительно больший эффект дало бы расширение полномочий в формировании учебных планов, а также возможность привлечения частных денег в вузы, если у государства снова возникли проблемы с бюджетным финансированием. Только едва ли государство захочет упускать контроль над вузами, которого оно так долго добивалось.

В какие школы ходили политики и бизнесмены