Предвыборные санкции

Москва четыре года не отвечала на ограничительные меры Киева — а теперь на носу выборы

Спустя четыре года после присоединения Крыма – тогда Украина впервые применила ограничительные меры против россиян и российских компаний – Россия решила ответить. Время обнародования санкций указывает на их политический характер: весной 2019 г. на Украине будут выбирать президента, осенью – парламент. И те, кто в санкционные списки не попадет, обречены получить репутацию агентов Москвы.

Санкции против Украины обещаны обширные, хотя ни область поражения, ни направления санкционного удара до постановления правительства не ясны. По словам председателя правительства Дмитрия Медведева, речь может идти о традиционном меню: персональных санкциях против сотен людей – и политиков, и бизнесменов; блокировке активов фигурантов списка в России; запрете на вывоз капитала; ограничении импорта отдельных категорий товаров. Расчет на сотни людей означает, что критерии для включения в списки могут оказаться формальными.

Ориентиром, вероятно, будет накопившийся за четыре года действия антироссийских санкций украинский список, в котором сейчас 1748 человек и 756 компаний: в его основе санкционные списки Евросоюза и стран семерки. Под санкциями, в частности, находятся компании, доставшиеся России после присоединения Крыма, украинские «дочки» российских банков, руководители российских прокремлевских СМИ, депутаты Госдумы от Крыма и Севастополя.

Россия еще с 2016 г. распространила на Украину действие продуктового эмбарго и ограничила транзит украинских грузов.

Несмотря на кризис в отношениях, внешняя торговля между двумя странами оживляется: по данным Таможенной службы, товарооборот, достигший в 2016 г. минимума в $10,2 млрд (доля в товарообороте России – 2,2%), в 2017 г. вырос до $12,8 млрд и продолжает расти в 2018 г. Сказывается и эффект низкой базы, и сохраняющиеся экономические связи – в отдельных сферах замены продукции соседей нет. Структура российского импорта с Украины в 2017 г. с докрымского 2013 года изменилась не принципиально: главными статьями остаются черные металлы и оборудование для ядерных реакторов. Первой строчкой в экспортном списке были и остаются нефть и нефтепродукты. Это делает маловероятным попадание под санкции предприятий и продукции этих отраслей.

Украина долгое время рассматривалась Россией как малозначимое направление политики – в сравнении с противостоянием с США и Европой, полагает политолог Алексей Макаркин. Санкций ждали давно, выбранное время для их введения, вероятно, обусловлено приближающимися выборами президента (март 2019 г.) и депутатов Верховной рады (октябрь 2019 г.), полагает украинский политолог Михаил Минаков. Но сфера воздействия российских санкций будет весьма ограниченной, в том числе из-за особенностей электоральной географии Украины. Отсутствие же в списке может стать поводом для подозрений – а не агент ли ты Москвы, иронизирует Макаркин. Сложно представить в этом списке таких людей, как Виктор Медведчук или Ринат Ахметов.