Для кого растет экономика

Экономические успехи, о которых рассказывает правительство, не трансформируются у россиян в экономический оптимизм

Россияне перестали разделять оптимизм руководства страны, рапортующего о росте экономики и, соответственно, росте их благосостояния. Потребительские настроения россиян, отслеживаемые Центром конъюнктурных исследований (ЦКИ) Высшей школы экономики, улучшались последние почти три года, но в июле – сентябре 2018 г. тенденция переломилась и настроения пошли на спад, и довольно резко. Казалось бы, фундаментальных оснований для этого нет: кризис пройден, экономика показывает пусть вялый, но устойчивый рост, инфляция, безработица, ставки по банковским кредитам на минимуме. Почему же экономические успехи, о которых рассказывает правительство, не трансформируются у россиян в экономический оптимизм?

Вниз пошел индекс потребительской уверенности, отражающий совокупное потребительское настроение граждан по поводу своего благосостояния и экономической ситуации в стране, который ЦКИ с 1999 г. определяет на основе данных регулярных опросов россиян, проводимых Росстатом. В нулевые индекс рос, выйдя в положительную зону в 2007 и 2008 гг., и трижды падал в кризисы. Последние девять кварталов начиная со II квартала 2016 г. индекс практически непрерывно был на подъеме, хотя и оставался в типичных отрицательных значениях. Но в III квартале 2018 г. индекс упал на 6 п. п. к предыдущему кварталу до отметки -14%, пишут в октябрьском обзоре экономисты ЦКИ.

Настроения ухудшились сразу по всем показателям, из которых складывается индекс. Доля плохих оценок личного материального положения выросла с 23 до 26%, доля хороших – снизилась с 10,3 до 9,6%. Доля плохих оценок условий для крупных покупок и сбережений выросла с 43 до 46% и с 54 до 56%, а хороших – снизилась с 12,5 до 11% и с 9,1 до 7,5% соответственно. Получается, что около четверти россиян не удовлетворены своим материальным положением, доходы большинства домохозяйств обеспечивают лишь базовый уровень потребления без возможности сделать сбережения или крупные покупки. При этом 85% респондентов, как и в апреле – июне 2018 г., считают, что товары и услуги в ближайший год будут дорожать (хоть какая-то стабильность).

Но наибольший вклад в столь резкое падение потребительской уверенности внесло усиление пессимизма в отношении экономики России. Позитивно оценили произошедшие за год изменения 14% респондентов, негативно – 40% (кварталом ранее 19 и 31%). Заметно поредели ряды и тех, кто ждет положительных изменений в экономике через год: в апреле – июне их было 25%, в июле – сентябре уже 16%. А вот доля ждущих ухудшения выросла с 20 до 32%. Пессимизм демонстрируют и молодые, и возрастные респонденты. Обычно чем старше участники опроса, тем чаще они дают негативные оценки, но на этот раз траектория потребительских настроений «абсолютно идентична» во всех возрастных группах респондентов, отмечают авторы обзора. Более того, в группе 16–29 лет экономические настроения стали ухудшаться еще в апреле – июне, а в III квартале тенденция усилилась. Именно среди молодых индекс ожидаемых экономических изменений упал сильнее всего – на 15 п. п. до -8%. А потребительская уверенность людей старше 50 лет ухудшилась впервые почти за три года.

Такое падение выглядит странно на фоне относительно благоприятной макроэкономической ситуации в стране. По данным Росстата, ВВП пусть и куце, но растет восемь кварталов подряд, бюджет в 2018 г. будет профицитный, госдолг – низкий, а мировые цены на нефть в пересчете на рубли и вовсе достигли исторического максимума – более 5500 руб. за баррель. Зарплаты опять же, если верить министру труда Максиму Топилину, «беспрецедентно» выросли. Так откуда столько пессимизма? Во-первых, внимание россиян с внешнеполитических событий, что заметил «Левада-центр», переключилось на внутрироссийские – а там грядет повышение пенсионного возраста, рост цен, НДС, подорожание бензина, рост тарифов на ЖКУ и пошлин на интернет-товары. Все это еще не случилось, но будущее уже отравлено дурными ожиданиями, да и все хорошеющее, в изложении руководства страны, настоящее контрастирует с личными ощущениями – не очевидно, что мы и они имеем дело с одной и той же реальностью, откуда тут взяться уверенности в будущем?

Но главное – улучшающиеся макроэкономические показатели в России «не имеют высокого мультипликативного эффекта» на повышение уровня и качества жизни многих россиян, особенно с низкими доходами, а их большинство, констатируют экономисты ЦКИ. Парадокс: экономика растет, но реальные доходы россиян – с перерывом на перевыборы Владимира Путина – падают. Такого в принципе в мире не бывает, отмечает директор ЦКИ Георгий Остапкович: любой рост ВВП, хоть самый скромный, должен повышать реальные доходы населения. Но они падают или стагнируют, при этом экономику толкает сейчас главным образом рост потребления, которое кумулятивно в реальном выражении упало в 2015–2016 гг. на 15% – в 5 раз сильнее экономики, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Главным бенефициаром роста экономики должны быть домохозяйства, люди, говорит Остапкович, у нас же экономический рост идет в неэффективные проекты, не дающие отдачу для доходов населения (Олимпиада, ЧМ, саммит АТЭС и проч.), непроизводительные затраты (оборонный комплекс) и др. Возможно, правительство просто не считает главной задачу именно роста благосостояния граждан. Ведь отчитывается оно в итоге не перед ними – перед Путиным.