Как заговорить рост цен на парковку

Если сначала предложить заоблачный тариф, а потом объявить его слегка завышенным, то итоговое повышение будет воспринято чуть ли не с облегчением

Пять лет назад столичный департамент транспорта вовсю готовился ввести платный въезд в центр Москвы. Особенно тщательно этот вопрос прорабатывался с точки зрения информационной политики. Идея должна была быть преподнесена жителям Москвы как единственная возможность хоть как-то справиться с удушающими пробками. Подготовили множество медиапланов.

Для начала снять фильм на каком-нибудь НТВ про потерянные возможности из-за автомобильных заторов. Например, репортаж об одном дне работы «скорой помощи»; лучше, чтобы он был основан на несчастном случае. «Скорая» пытается проехать в пробке, машины не уступают дорогу. Что делать? Конечно, без платного въезда никак.

Дальше какой-нибудь руководитель общественной организации должен выступить как обличитель нерешительности московских властей. Как же так? Город задыхается, а власть молчит. Победить пробки можно только радикальными мерами! Открытое письмо правительству Москвы появляется в федеральных новостях. И из каждого утюга – репортажи, новости, интервью о том, как же Москве нужен платный въезд.

Это у пиарщиков называется «заговариванием» темы. В публичном поле должно было сложиться ощущение, что город в лице его жителей ускорил и подтолкнул власть к принятию столь непопулярных, но ожидаемо эффективных решений. Мэрия должна все это время молчать, а под конец под натиском общественности – согласиться.

Но тот спектакль не удался. Его остановили вышестоящие власти: слишком непопулярный ход, учитывая грядущие выборы в Госдуму и президента. Тема даже не всплыла в публичном пространстве. Разве что дружественные Москве депутаты успели внести в Госдуму законопроект, разрешающий местным властям ограничивать въезд, но поправки не прошли.

Прежде чем принять какое-то непопулярное решение, департамент транспорта любит это свое решение облагородить. Обкатанный метод: инициатива жителей, информационная атака, город думает и вуаля – выдает свое решение, близкое к тому, что предлагали.

Ровно два года назад специалисты Московского автодорожного института рекомендовали повысить тариф на парковках до 230 руб. Парковки в центре загружены более чем на 90%, а многие водители тратят больше 5 мин на поиск места для стоянки, объясняли эксперты. «230 руб. в час нам кажется несколько завышенным тарифом, но на отдельных улицах <...> можем рассматривать тариф около 200 руб. в час», – сообщал РБК замглавы департамента транспорта Сергей Андрейкин.​ И парковка в центре Москвы подорожала с 80 до 200 руб.

На этой неделе Российский экономический университет им. Плеханова неожиданно выпустил исследование про московские парковки. Сравнив стоимость двухчасовой парковки в мегаполисах – в Нью-Йорке $32,97, а в Москве всего $1,9, – они предложили увеличить ее сразу до 500 руб. в час. Эксперты сослались на «мировую практику», согласно которой цена на парковку на улице не может быть в 2–3 раза ниже, чем в подземных паркингах. Мэрия уже изучила предложение и в целом с ним согласна. Правда, цена в 500 руб. им кажется несколько «завышенной». Несомненно, парковка в Москве подорожает; вопрос только в цене.

Но есть другой вопрос. Ровно месяц назад ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» предложила сделать платным въезд в Москву и ее центр. Пробки в столице растут, город задыхается. Власти пока так и не прокомментировали предложение бизнес-патриотов. Очень знакомый сценарий, не так ли?