Почему не надо душить спекулянтов

Как «Роснефть» перестала продавать топливо на бирже и получила награду

«Вчера котов душили, душили...» – рассказывал Полиграф Полиграфович жильцам квартиры профессора Преображенского. Прямо сейчас госкомпания «Роснефть» начала охоту на «всякие мошеннические структуры», «спекулянтов», «жуликов», а также «недобросовестных участников» биржевых торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), которые, «как правило, занимаются перекупкой [нефтепродуктов]», следует из заявлений «Роснефти» и ее представителя Михаила Леонтьева.

«Доля перекупщиков на бирже составляет около 80%», – пишет «Роснефть». Госкомпания в том числе обвинила трейдеров, что они покупают бензин в России и без каких-либо обязательств перед внутренним рынком поставляют его за рубеж, таким образом создают дефицит на внутреннем рынке (в октябре за рубежом топливо было продавать выгодней).

Охота началась 15 ноября: госкомпания перестала продавать дизель и бензин через биржу, хотя по закону все нефтяники обязаны продавать там не менее 10% бензина и не менее 5% произведенного дизеля. По рекомендациям Федеральной антимонопольной службы (ФАС) они должны это делать равномерно в течение каждого месяца. В понедельник «Роснефть» возобновила продажи топлива через биржу, но сделки были адресными. ФАС «ситуацию анализирует», «рассматривает вопрос того, что компания не участвует в торгах», сказал в четверг замруководителя ведомства Анатолий Голомолзин.

«Роснефть» – крупнейшая в мире по запасам публичная компания, крупнейший в России производитель бензина и дизельного топлива и ключевой продавец топлива на бирже. На «Роснефть» приходится 36,4% предложения, говорил президент СПбМТСБ Алексей Рыбников, и через неделю после отказа госкомпании от торгов он даже вручил «Роснефти» награду как «крупнейшему продавцу на биржевом рынке нефтепродуктов» (правда, получать ее никто не пришел).

«Роснефть», как и девять других нефтяных компаний, подписала в начале ноября соглашение с ФАС и Минэнерго о сдерживании цен на топливо. Соглашение зафиксировало цены на бензин и дизель. «Роснефть» – «сторонник рыночного, честного и прозрачного ценообразования и всегда будет способствовать ему», говорил Леонтьев. Можно отстаивать рыночные идеалы в условиях, когда правительство зафиксировало цены на исторически максимальных уровнях. Между тем цены на топливо за рубежом начали снижаться вслед за ценами на нефть (на 23% за 1,5 месяца, до $63/барр.), а российский обыватель платит по ценнику, который сформировался при цене $80/барр.

Может быть, коты... Простите, спекулянты и участники торгов на бирже в нынешней ситуации (когда цены на бензин и дизель не должны расти) не нужны, но они выполняют нужную функцию: кредитуют покупателей (независимые АЗС, средний и малый бизнес, различные госструктуры), берут на себя риски между покупкой топлива и его доставкой до потребителя. Если их всех переловить, то и рынка не будет.

Может быть, в стране найдется доктор Борменталь, который бы «без всяких предисловий <...> двинулся к Шарикову и легко и уверенно и...»?