В песне не поняли вы ничего

Массовые запреты концертов «неправильной» музыки в 2018 году, как и в 1980-е, вызывают только раздражение

Отмена концертов рэперов и групп разных музыкальных направлений под разными предлогами стала массовым явлением в 2018 г. Но возвращение советских запретов при нынешнем развитии коммуникаций скорее подогреет интерес к творчеству «неразрешенных» групп и усилит негативное отношение молодежи к государству.

Отмена концерта арестованного на 12 суток и вскоре освобожденного рэпера Хаски в Краснодаре стала самым заметным, но далеко не единственным проявлением сложившейся в последние месяцы системы запретов выступлений «нежелательных» исполнителей и групп. Юристы и журналисты из «Команды 29» насчитали 15 случаев отмены и запрета концертов только в октябре – ноябре 2018 г. Источник в музыкальной среде назвал количество отмененных под давлением местной администрации и правоохранительных органов концертов беспрецедентным.

«Команда 29» указывает, что главным инструментом властей и бдительной общественности стал принятый в 2010 г. закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», список вредной для детей и подростков информации не раз расширялся. Пространство для административного усмотрения велико: в пределе можно требовать не исполнять строки Александра Пушкина «Выпьем с горя, где же кружка, сердцу станет веселей» или песню военных лет «Давай закурим, товарищ, по одной»: первая побуждает употреблять алкоголь, вторая табак – и то и другое официально под запретом.

Устроители концертов не всегда точны в возрастной маркировке, но главные причины запретов – в настроениях не способных повлиять на детей родителей и властей. Первые надеются, что отмена концерта снизит интерес к творчеству исполнителей и запретным плодам – алкоголю, курению, сексу, «неправильному» поведению, вторые полагают, что их умение «тащить и не пущать» заметят наверху.

По информации юриста Павла Чикова, в последние недели ФСБ подготовила список нежелательных групп, что может повлечь усиление давления на устроителей концертов. Могут ли запреты оградить подростков от мата, упоминания запрещенных веществ, предотвратят ли они обычные для молодежи бунтарские настроения – вопрос риторический.

Это повторение в эпоху интернета советских практик, когда ЦК ВЛКСМ и Минкульт запрещали исполнение и тиражирование песен зарубежных и отечественных рок-групп из-за выявленной религиозности, сексуальности, насилия или антисоветизма. Запреты не отвадили молодежь от любимой музыки, зато наверняка укрепили восприятие власти как группы косных и не понимающих ее чаяния стариков. Нынешние чиновники повторяют те ошибки: как спел лидер гонимой в начале 1980-х группы ДДТ Юрий Шевчук, «в песне не поняли вы... ничего».