Можно ли победить автомобили ценами на парковку

Повышение тарифов – тактически оправданный ход, но стратегически уже не оптимальный

10-балльные пробки бывают в Москве не каждый день, сказал заммэра Москвы Максим Ликсутов в интервью autonews.ru. Они действительно бывают не каждый день, но регулярно. Ликсутов объясняет их тем, что с 2010 по 2017 г. количество автомобилей в Москве увеличилось в 1,5 раза – на 2,4 млн шт. В городе невозможно построить в 1,5 раза больше дорог, сетует чиновник: чтобы эти машины комфортно передвигались, пришлось бы убрать тротуары и закатать половину парков в асфальт.

Вряд ли чиновника действительно волнует вопрос комфортного передвижения автомобилистов. Напротив, именно он уже много лет пытается пересадить их на общественный транспорт. И этот пункт – основной в борьбе с пробками.

В 2011 г., когда эта борьба началась, власти ставили перед собой две задачи: снизить время поездки в часы пик, увеличив провозную способность общественного транспорта, и сдерживать использование личного транспорта, особенно в центре. Вводные на тот момент были удручающими. Плотность населения (107,3 человека/га) превышала показатели крупнейших мегаполисов мира. Плотность улично-дорожной сети (3,38 км/кв. км) была в 2–4 раза ниже. А загрузка всех видов общественного транспорта в часы пик превышала провозную способность на 22%.

Тогда ключевым средством разгрузки центра стало введение платных парковок. И уже через три месяца внутрь Бульварного кольца стало заезжать на 25% автомобилей меньше, рассказывал в 2013 г. тогдашний гендиректор ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Игорь Кузнецов. Тогда парковка в центре стоила 50 руб. в час, сейчас – 200 руб., с 15 декабря – 380 руб. «Для нас стоимость парковки – это возможность регулировать трафик и влиять на достаточное количество машино-мест», – объяснил Ликсутов.

Департамент транспорта пошел по знакомому пути: раз эта мера сработала шесть лет назад, почему не сработает сейчас? Повышение стоимости парковки – тактически оправданный ход, но стратегически уже не оптимальный, говорит управляющий партнер ADL Russia Александр Ованесов: повышать все время цену не получится, это не только вопрос баланса спроса и предложения, но и вопрос, имеющий социальный аспект.

Существенно улучшить транспортную ситуацию удается городам, которые стимулируют пользование общественным транспортом и дестимулируют перемещения на авто, считает сооснователь «Городских проектов» Максим Кац. Среди городов, которые смогли справиться с пробками, он называет Сингапур, Копенгаген и Амстердам. В Копенгагене уже 30 лет убирают из центра по 2% парковок ежегодно. В Сингапуре не только высокая стоимость владения автомобилем, но и высокие цены на въезд в центр. Все это сочетается с качественной работой общественного транспорта, отмечает Кац.

В Москве же, если верить заммэра, люди продолжают покупать автомобили, предпочитая личный транспорт общественному. «Нужно пространство либо для пешеходов, либо для автомобилистов», – рассуждал Ликсутов в интервью autonews.ru. Я бы все-таки брала шире: нужно пространство для жителей города.