С Богом и без Москвы

Для украинских политиков создание самостоятельной поместной церкви – это только финал размежевания с Москвой, но для церковного мира это новая страница в истории

Прошедший в субботу в Киеве собор православных церквей Украины оформил создание независимой от Москвы структуры, которая получила название Православная Церковь Украины (ПЦУ). 6 января 2019 г. Константинопольский патриархат планирует предоставить ПЦУ томос, который окончательно оформит появление новой автокефальной церкви. Но если для светских политиков, которые видят в украинской автокефалии только возможность дальнейшего размежевания с Москвой, вопрос закрыт, то для церковного мира все только начинается.

В работе собора приняли участие архиереи всех трех основных украинских церквей – Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), – а также четыре епископа Константинопольского патриархата, это говорит о том, что объединительный собор проходил, по сути, под эгидой константинопольского патриарха Варфоломея, отмечает религиовед Сергей Чапнин. Собор преследовал цель канонической легализации УПЦ КП и УАПЦ, возвращенных из раскола Константинополем, говорит Чапнин: в каноническое общение вернулись тысячи приходов и есть надежда, что большой православный раскол на Украине будет преодолен. Однако точку ставить рано. Добиться значительного представительства УПЦ МП на соборе не удалось (два епископа и несколько десятков священников и мирян), а РПЦ Московского патриархата оформление новой церкви ожидаемо не признала: отношения Москвы и Киева обещают быть крайне сложными.

Решение собора имеет пока лишь чисто юридическое значение, обозначая дату рождения новой структуры Константинопольского патриархата на Украине, отмечает диакон Андрей Кураев. Приживется ли новичок на украинской земле, насколько стабильна будет ПЦУ сколько прихожан сочтут ее «своей», пока непонятно. Решение о создании ПЦУ достаточно революционное, а чтобы революция была удачной, ей нужен харизматичный лидер, рассуждает Кураев. Но избранный предстоятелем митрополит Киевский и всея Украины Епифаний из УПЦ КП очень молод – ему 39 лет. Успех имплантации нового церковного организма во всемирное православие будет зависеть и от позиции других поместных церквей.

Создание автокефалии важно для светского Киева. Политический смысл собора сформулировал президент Украины Петр Порошенко: «Это церковь без Путина, это церковь без Кирилла, церковь без молитвы за российскую власть и российские войска <...> Но это церковь с Богом» (цитата по Би-би-си). Политическая власть на Украине таким образом обрела свою церковь – по аналогии с Москвой, а Порошенко заработал очки перед президентскими выборами. Приживаемость новой структуры во многом зависит и от светского Киева. Велики риски прямого давления на монастыри, приходы и епископат УПЦ МП – государство, похоже, готово действовать жестко, но это было бы большой ошибкой, считает Чапнин.