Больше, чем просто технологические лидеры

Размывание границ «технологического» делает новую самую дорогую компанию мира – Amazon – важнейшим игроком в самых разных областях

Amazon в понедельник стал самой дорогой компанией мира, обогнав Microsoft. Четыре крупнейшие корпорации, меняясь местами, лидируют с большим отрывом и по-прежнему имеют внушительную стоимость (на закрытие среды): Amazon – $811,4 млрд, Microsoft – $800 млрд, Alphabet – почти $750 млрд, а многолетний лидер – Apple, капитализация которой достигала $1,1 трлн на пике в октябре 2018 г., – $727 млрд.

Эти компании традиционно считаются технологическими лидерами. Но многие технологии уже так прочно вошли в нашу жизнь, что перестают восприниматься как таковые.

Например, приложение «Яндекс.Транспорт» – это технологии? Для организатора сервиса – да (на них этот сервис и строится), а для пользователя – просто удобный способ узнать, когда придет автобус. «Яндекс.Еда» для пользователя это не технология, а сервис удаленного (от ресторана или кафе) питания. Мы уже давно не воспринимаем стиральную машину и микроволновку как высокотехнологичное оборудование. И приложение «Яндекс.Музыка» на смартфоне – сегодня это уже лишь один из способов послушать музыку.

А вот голосовой помощник и умная колонка (Alexa и Echo от Amazon или «Алиса» и «Станция» от «Яндекса») пока еще кажутся высокими технологиями. Но и они скоро перестанут для пользователей быть таковыми – по мере прихода конкурентов и распространения этих технологий и устройств. Если во II квартале 2017 г. Amazon занимал 75,8% мирового рынка умных колонок в штуках, по данным Strategy Analytics, то во II квартале 2018 г. уже 41%, тогда как Google – 27,6%, Alibaba – 7%, Apple – 5,9%, JD.com – 2,2%, прочие компании – 16,3%.

Меняются и технологические лидеры, и использование технологий в жизни. Amazon превратился из книжного интернет-магазина в мощную силу, трансформирующую мировой розничный бизнес, лидера в области обработки корпоративных данных (через облачный сервис Amazon Web Services), создателя фильмов и шоу. Netflix, поначалу потоковый видеосервис, теперь занимается производством контента и намерен в 2019 г. потратить на это $13 млрд (около 90% выручки). Свои фильмы готовится снимать Apple.

Amazon и Apple налаживают доступ к медицинским картам и историям болезни американцев: гигантские объемы информации о здоровье позволят проводить научные исследования и показывать все свои данные на смартфоне любому врачу в любом месте. А традиционные компании, например ритейлеры и банки, активно развивают услуги на базе технологий и интернета.

Факт размывания «технологических» границ зафиксировали провайдеры фондовых индексов, которые распределяют компании по секторам (на основе чего формируются отраслевые индексы и фонды на миллиарды долларов). В конце 2018 г. S&P Global и MSCI перевели в новый сектор «Коммуникационные услуги» 13 компаний из потребительского сектора (Netflix, Walt Disney, Comcast, 21st Century Fox, eBay и др., совокупная капитализация которых составляла 22% сектора), шесть – из сектора информационных технологий (включая Facebook, Twitter, Alphabet) и три – из ликвидированного сектора телекоммуникационных услуг.

Amazon, правда, остался в потребительском секторе. Пока его онлайн-продажи (более $108 млрд в 2017 г.) превышают выручку Amazon Web Services (более $17 млрд). Но последняя растет быстрее.