Символы припали

Падение реальных доходов и численности населения России по итогам 2018 года небольшое, но перелома ситуации к лучшему и в 2019 году не случится

Два символических, но важных итога 2018 г.: сократилось население (впервые за 10 последних лет) и реальные располагаемые доходы россиян (впервые в новейшей истории падение продолжается пять лет подряд). И то и другое было ожидаемо и прогнозировалось экспертами, в обоих случаях снижение было небольшим. И то и другое в каком-то смысле символически описывает происходящее в стране, и проблема в том, что это тренд, устойчивая колея, в которой россиянам, если не произойдет чего-то экстраординарного, предстоит жить в ближайшие годы.

Минэкономразвития в первой половине 2018 г. ждало по итогам года роста доходов населения на 3,4–3,9%, но эффект от предвыборных пряников на выборах Владимира Путина оказался недостаточным для достижения такого оптимистичного результата. В декабре президент уточнил: доходы населения вырастут на 0,5%. В итоге они, по данным Росстата (уже с новым главой), сократились на 0,2%. Снижение малозаметное, но подтвердившее тенденцию, установившуюся по итогам 2014 г.: уровень жизни россиян падает, так и не вернувшись к 2011 г. В новом году, скорее всего, реальные доходы также продолжат сокращаться, хотя экономика пусть и вяло, но растет – до жителей страны этот рост не доходит. А ведь Путин в майском указе поставил задачу к 2024 г. «обеспечить устойчивый рост доходов россиян».

Другой неутешительный, но ожидавшийся (и тоже идущий в разрез с майским указом) итог 2018 г. – население России, по данным Росстата на 1 января 2019 г., сократилось на 86 700 человек до 146 793 700. В масштабах страны это немного, но сокращение зафиксировано впервые за 10 лет, и эта тенденция также на годы вперед: даже средний (базовый) вариант прогноза Росстата предполагает сокращение численности населения почти на 2,9 млн человек к 2036 г. (пессимистичный – на 8,7 млн). Причины – естественная убыль населения, т. е. смертность превышает рождаемость, и недостаточный миграционный прирост, который этой убыли больше не покрывает (а ведь Россия теряет своих граждан еще и из-за утечки мозгов, масштабы которой Росстату доподлинно не известны, – и уезжают наиболее перспективные, образованные и востребованные россияне, в том числе семьями). Страна в демографической яме, число женщин детородного возраста снижается, как и уровень рождаемости, по которому Россия сейчас в середине списка европейских стран, и не ясно, почему вдруг должно все стать по-другому, отмечает директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Плюс в России население стареет, смертность высокая – ее снижение может немного выправить ситуацию, но радикально повлиять на нее может только миграция. Миграционный приток обеспечивал прирост населения в США и Европе, мог бы и у нас, но в России нет четкого понимания того, что мигранты нужны именно как источник демографического роста, отмечает Вишневский. Стагнирующая экономика и падение доходов, как и невнятная интеграционная политика, не делают нашу страну привлекательнее.