Кому копить, кому не копить

Новая схема участия граждан в индивидуальном пенсионном капитале не сделает ее массовой

Сочетание экономического вызова – необходимости запуска новой накопительной пенсионной системы – с политической задачей – не злить население намеками на новые поборы – ведет к компромиссам, которые не дают особых надежд на то, что система индивидуального пенсионного капитала (ИПК) станет массовой и позволит системно улучшить материальное положение будущих пенсионеров.

ИПК должен заменить убитую властями обязательную накопительную пенсионную систему. В отличие от прежней системы, взносы в ИПК будет делать сам работник, а не работодатель, по умолчанию взнос будет увеличиваться с 0 до 6% на 1 п. п. в год; копящиеся средства принадлежат не государству, а работнику. Ключевой вопрос – принципа участия: если сделать его исключительно добровольным, система не заработает в полную силу, но на обязательное участие у значительной части граждан нет лишних денег. Споры о принципе участия идут уже не первый год.

Новый компромисс выглядит так: тех, у кого зарплата ниже определенного уровня (в октябре 2018 г. предправления Пенсионного фонда Антон Дроздов говорил о 85 000 руб. в месяц), не будут включать в систему по умолчанию, рассказал в интервью «Российской газете» финансовый омбудсмен Юрий Воронин, им нужно будет написать заявление. И наоборот: россиянам с высокой зарплатой нужно будет написать заявление, чтобы из системы выйти, – их планируется подключать к ней автоматически.

С одной стороны, это логично: люди с низкими доходами формируют мало накоплений, а их сопровождение может быть финансово невыгодным, отмечает замдиректора Института соцполитики ВШЭ Оксана Синявская. При этом взносы в ИПК уменьшают текущее потребление, а в условиях пятилетнего уже падения реальных доходов принуждение к ИПК может вызвать у людей только недовольство – сейчас, на фоне падения уровня доверия к властным институтам, это было бы особенно некстати. Но и откладывать введение ИПК больше нельзя.

С другой стороны, такой компромисс означает, что число участников новой системы будет, скорее всего, невелико. Возможность в течение длительного времени направлять на накопление до 6% от текущего потребления, в принципе, есть у семей с доходом на человека около 40 000–50 000 руб., что примерно соответствует зарплате в 85 000 руб., если в семье один ребенок, а работают и муж и жена, говорит замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. По его подсчетам, таких работников в 2017 г. было около 7%, при доходности на уровне инфляции на соизмеримую со страховой пенсией добавку надо откладывать с 30–40 лет, итого потенциальное число участников ИПК – лишь около 5–6% работников, оценивает Горлин, а это слишком мало для системы. Но это в идеале: на практике же предлагаемые НПФ инструменты не обеспечивают даже сохранность накоплений в реальном выражении, в 2005–2017 гг. их средняя доходность была ниже, чем у депозитов в надежных банках, отмечает Горлин. Не очевидно, почему люди со сколько-нибудь большими заработками должны согласиться на предложение государства, а не поискать более выгодные решения самостоятельно.