Слишком новый против слишком знакомых

Украинский политолог Георгий Чижов о перспективах Владимира Зеленского и Петра Порошенко

Первый тур выборов президента Украины принес предсказуемые результаты. Усталость общества от несменяемых и аморальных элит вынесла на гребень волны начинающего политика, сумевшего убедить огромную часть избирателей, что он новый и не такой, как все. Если бы не стремительный старт Владимира Зеленского, второй тур выборов стал бы очередной вариацией на тему противостояния набивших оскомину лиц и их клиентел.

Практически точными оказались данные национального экзитпола, проведенного тремя социологическими службами совместно. Да и опросы последних недель показывали, как выяснилось, вполне адекватную картину.

Юлии Тимошенко, которая еще полгода назад казалась бесспорным фаворитом президентской гонки, впору кусать локти. Лидерство в опросах успокоило членов ее команды, хотя проблемы в кампании Тимошенко начались уже давно. Презентуя в несколько приемов свой «Новый курс», она пыталась найти общий язык с молодежью и «креативным классом». Однако разговоры о стартапах, блокчейне и цифровой экономике показались непонятными и подозрительными ее традиционному избирателю – старше среднего возраста, не слишком образованному, живущему в селах и небольших городах. К тому же «молодые и креативные» в ряды сторонников вливаться не спешили. И Тимошенко пришлось возвращаться к привычным темам своих кампаний: резкой критике власти, защите «обездоленных» и популистским обещаниям. В риторику вернулись близкие ее сторонникам заявления о «тарифном геноциде», и все встало на свои места. Вот только традиционного электората для выхода во второй тур не хватило.

Отставание от Петра Порошенко на 3 п. п. вроде бы и не выглядит колоссальным, но практически лишает Тимошенко шансов поменять ситуацию в свою пользу через судебные процедуры или тем паче через уличное противостояние. Обращение в суд с ее стороны после официального подведения итогов весьма вероятно, но вряд ли процесс затянется надолго.

Всего в ходе голосования было зафиксировано более 2000 нарушений – и все же это меньше, чем на президентских выборах в 2014 г. Нарушения не слишком значительны: по большей части это нарушение тайны голосования путем демонстрации заполненного бюллетеня и селфи в кабинках для голосования (массовое фотографирование бюллетеней могло бы свидетельствовать, что избиратели отчитываются перед кем-то о сделанном выборе). Глава национальной полиции Сергей Князев заявил, что системных нарушений в ходе выборов не выявлено.

То здесь то там всплывают слухи о «сетках» подкупа избирателей в пользу действующего президента. Как правило, имеется в виду программа «Забота» (укр. – «Турбота»), в рамках которой малоимущие украинцы на некоторых территориях получили разовые выплаты от 500 до 1000 гривен (1250–2500 руб.) из средств бюджета. Безусловно, это следует считать применением административного ресурса, хотя прямых договоренностей «голос – за деньги» и не было: президентская команда рассчитывала на благодарность получателей помощи в отношении действующей власти.

Выход во второй тур Порошенко обеспечила все же совсем иная технология – демонстрация своей безальтернативности на посту главнокомандующего, а также в роли гаранта движения в сторону европейской и евроатлантической интеграции. Президент сегодня не слишком популярен, но достаточно успешно позиционируется как меньшее из зол аналогично кампании по переизбранию Бориса Ельцина в 1996 г. под угрозой реванша коммунистов. Только «голосовать сердцем» украинцев не призывали – наоборот, слоганом последних дней агитации штаб Порошенко избрал лаконичное слово «Думай», которое к тому же одинаково пишется и произносится на украинском и русском языках.

Ну а триумфатором первого тура стал Зеленский, чье лидерство фиксировали все опросы последних недель. Так и не предложив избирателям хоть сколько-нибудь внятной программы и не показав никого из своей будущей команды, актер и шоумен сумел по максимуму использовать эффект новизны и разочарование украинцев в нынешней элите. Его кампания была медийно-виртуальной. «Агитационным ледоколом» выступал телеканал «1 + 1» Игоря Коломойского, его месседжи поддерживали другие СМИ, контролируемые олигархом. Также каналами коммуникации с избирателями стали социальные медиа Facebook, YouTube и Instagram. Довершали схему кампании многочисленные билборды с не слишком содержательными шутками.

Однако несколько попыток Зеленского публично говорить всерьез и без заранее написанного текста потерпели оглушительный провал. Оказалось, что кандидат откровенно плавает в сферах политики, экономики и госуправления, к тому же слабо владеет украинским языком, да и на русском сформулировать мысль толком не может, – и с экспромтами в кампании было покончено. Зато показанные накануне дня выборов несколько серий «Слуги народа – 3» многие эксперты признали шедевром популистской агитации.

Теперь лидеру гонки предстоит продержаться три недели до второго тура, избегая прямых контактов с избирателями и журналистами. С одной стороны, социология пророчит ему легкую победу: вопрос о предпочтениях в паре Зеленский – Порошенко несколько дней назад давал актеру преимущество более чем в 20 п. п. О том же говорит и электоральная арифметика: избиратели Тимошенко и отставшего от нее меньше чем на 2 п. п. Юрия Бойко не станут голосовать за нынешнего президента, а вот выступающего за все хорошее Зеленского многие из них поддержат. Порошенко же среди первой пятерки кандидатов может рассчитывать разве что на электорат набравшего 7% Анатолия Гриценко, да и то неполностью – сам Гриценко уже публично дал понять, что помогать президенту не намерен. Мобилизовать избирателей, не пришедших на участки в первом туре, вряд ли реально: явка и так составила 63,5%, превысив показатель драматичного 2014 года – тогда в выборах участвовало 59% избирателей.

Единственная надежда команды Порошенко – рассыпать ситуативное большинство, обеспечившее Зеленскому убедительную победу в первом туре. При этом говорить о зависимости шоумена от олигарха Коломойского бесполезно. Тема уже отработана. Да, для многих эта очевидная связь делает кандидатуру актера неприемлемой: Коломойский во главе страны пугает больше, чем Порошенко. Но еще больше тех, кто спрашивает с Зеленского совсем по иному счету, нежели с привычных политиков. Мол, не врал, не воровал, не рассаживал по властным креслам друзей и кумовьев – и молодец. А что кормится с рук олигарха – кто не без греха? Главное – новый.

Перспективной может стать дискредитация самой идеи прихода на пост руководителя страны и главнокомандующего совершенно неподготовленного человека. Электорат Зеленского неустойчив, его внезапно взошедшая звезда может столь же стремительно закатиться. А результаты предстоящего 21 апреля второго тура подвержены влиянию самых разных факторов. Именно поэтому букмекеры до сих пор принимают ставки, исходя из наибольшей вероятности победы действующего президента. Считают Порошенко фаворитом выборов и многие украинские политологи.

Президент уже вызвал Зеленского на личные дебаты. Очевидно, от поединка тот уклонится и попытается ответить асимметрично. Возможно, в копилке шоумена найдется еще немало злых шуток про нынешнюю власть, прибереженных как раз для второго тура.

На победу Зеленского, несомненно, рассчитывают в Москве. Порошенко Кремль категорически не устраивает, а вот новый неопытный президент может оказаться куда более покладистым. Просчитывается и сценарий формирования широкой парламентской коалиции после выборов в Верховную раду в октябре этого года. Кроме партии «Слуга народа» Зеленского и «Батькивщины» Тимошенко в коалиции может найтись место пророссийским «Оппозиционному блоку» Александра Вилкула и «Оппозиционной платформе – За жизнь» Бойко. Впрочем, рычагов прямого влияния на исход выборов у Москвы практически нет, а явная поддержка Зеленского способна ему только навредить.

Автор — координатор экспертной группы «Европейский диалог», Киев