Цифровой диссонанс

Хорошие показатели принять на веру куда проще, чем плохие, даже если к ним есть вопросы

Любые сколько-нибудь оптимистичные показатели состояния российской экономики обречены оцениваться руководством страны с энтузиазмом, особенно если таких хороших цифр немного, – и наоборот: не радующие глаз цифры наверняка станут поводом для сомнений в их объективности. Неудивительно, что в Кремле скептически отнеслись к данным Росстата о росте доли семей, которым хватает денег только на еду и одежду, но почему-то совершенно не удивились ударному росту доходов россиян, хотя эти данные вызывают больше вопросов.

Трудно понять, откуда берутся данные Росстата о финансовых возможностях россиян, к ним нужно относиться «очень аналитически» и разъяснять их следует ученым и социологам, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Так представитель Кремля откликнулся на опубликованные во вторник Росстатом данные об оценке россиянами своего финансового положения в 2019 г. на основе репрезентативных опросов порядка 48 000 домохозяйств, проводимых ежеквартально. Во II квартале 2019 г. 49,4% домохозяйств сообщили, что денег им хватает только на еду и одежду (за год рост на 0,6 п. п.), а 14,1% – только на еду (снижение на 2 п. п.), 1% не хватает и на еду (снижение на 0,3 п. п.).

Иными словами, 65% семей в России – нищие и просто бедные, что не новость, но лишнее напоминание об этом, конечно, неприятно Кремлю, который тем не менее предпочитает не задавать вопросов правительству, а искать помощи у толкователей статистики. Она не понадобилась, когда Росстат на прошлой неделе сообщил о взрывном – сразу на 3% в годовом выражении – росте реальных располагаемых доходов россиян в III квартале. Есть квартальный рекорд с 2014 г. – и отлично, хотя тут впору бы усомниться, ведь буквально в августе Минэкономразвития понизило прогноз роста реальных доходов на 2019 г. с 1 до 0,1%, а после публикации Росстата заявило, что повышать прогноз не будет.

Такой уверенный рост реальных доходов, очевидно, должен как-то ощущаться и обывателями. Но отчет Центробанка, например, показывает, что индекс потребительских настроений в сентябре остается на уровне марта. Темпы роста оборота розничной торговли снижаются, замедляется потребительский спрос – это плохо сочетается с ростом доходов. Да, по данным Росстата во II квартале 2019 г., за год какая-то доля россиян из нищих поднялась в бедняки, но в пределах статпогрешности. Вроде бы уменьшилась – с 14,2 до 11,9% – доля домохозяйств, испытывающих трудности при оплате хотя бы одного из установленных платежей (ЖКУ, образование, лекарства, потребкредиты), но это указывает на возможное перераспределение приоритетов в семейных расходах: россияне стали платить аккуратнее, но меньше есть.

Одна из причин взрывного роста доходов, возможно, в их резкой дифференциации, считает экономист Кирилл Тремасов: доходы высших чиновников и руководителей госкорпораций, а также резко выросшие дивиденды могут перекрывать их отрицательную динамику у подавляющего большинства населения. Но и такое толкование, наверное, не порадует Кремль.