Помилование по расчету

Владимир Путин освободит гражданку Израиля, а Россия получит подворье в Иерусалиме

Израильская сторона соблюла формальности, чтобы осужденная в России за провоз гашиша израильтянка Наама Иссахар была помилована, но обстоятельства сделки оставляют впечатление вынужденного обмена.

Комиссия по вопросам помилования на территории Мособласти одобрила ходатайство о помиловании Иссахар, сообщила в понедельник зампредседателя комиссии Екатерина Семенова. Во вторник документ поступит на подпись губернатору Андрею Воробьеву, потом – на подпись президенту.

То, что Иссахар будет помилована, стало очевидно, когда 23 января во время визита в Израиль Путин встретился с ее матерью и пообещал ей, что «все будет хорошо». Но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что без личной просьбы о помиловании процесс тормозится. 26 января израильтянка попросила Путина о помиловании, выполнив последнее – и непростое морально – условие.

В апреле 2019 г. Иссахар летела из Индии домой в Израиль, где хранение до 15 г гашиша не преследуется законом. Летела транзитом через Россию, где за приобретение и хранение наркотиков, включая гашиш, по ст. 228 УК только за шесть месяцев 2019 г., по данным судебного департамента при Верховном суде, было осуждено 29 742 человека. В багаже Иссахар в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево» нашли 9,6 г гашиша. Ей вменили не только «народную» часть 1 ст. 228 УК, но и ч. 1 ст. 229 (контрабанда наркотиков). Ничего личного к израильтянке у российских властей, очевидно, не было – просто она попала под российское правосудие.

С российской стороны помилование будет подано как жест доброй воли, а также – что важно – решение комиссии по помилованию (как заявила Семенова, у Иссахар хорошая характеристика). Но Россия, по сведениям израильской газеты Maariv, все-таки получит взамен принадлежавшее Российской империи Александровское подворье, расположенное рядом с храмом Гроба Господня в Иерусалиме, – соответствующий запрос Москвы израильское министерство юстиции рассматривало с 2015 г.

Формально эти события не связаны между собой, и едва ли кто-то в России и Израиле официально признает такой размен. Помилование не может быть оформлено как обмен на землю, поскольку в таких случаях речь идет о сопоставимых проблемах, которые стороны пытаются решить в комплексе. Едва ли жесткий торг вообще был, учитывая доверительные отношения Путина и израильского премьера Биньямина Нетаньяху, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Тут если и есть связь, то опосредованная – в логике: мы готовы проявить гуманизм, но у нас есть надежда, что вы проявите понимание в важных для нас вопросах. Получается, что Россия просто так помиловать не может.