Зачем постсоциалистические государства ведут «войны памяти»

Неудачное высказывание Владимира Зеленского может затруднить нормализацию отношений между Россией и Украиной

Публично высказанные исторические претензии одних государств к другим порождают новые эпизоды «войн памяти» и превращают прошлое в поле идеологического и политического противостояния. Это мешает нормализации отношений и объективному изучению спорных вопросов истории.

Президент Украины Владимир Зеленский устроил новый виток околоисторических споров о Второй мировой войне. В понедельник после переговоров с президентом Польши Анджеем Дудой он сказал, что к войне привел сговор тоталитарных режимов – советского и нацистского – и позволил нацистам запустить смертоносный маховик холокоста. Реакция Москвы, часто резко реагирующей на негативные оценки роли СССР в предвоенный период, на этот раз оказалась сдержанной. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал заявление Зеленского ошибочным и предположил, что его слова обидели и россиян, и украинцев.

Слова Зеленского исказили историю: возлагать ответственность за холокост на СССР вряд ли обоснованно. Антисемитизм был составной частью идеологии нацизма и в 1935 г. проявился в Нюрнбергских законах, урезавших права евреев, затем в «хрустальной ночи» (уничтожении синагог и еврейских погромах) в ноябре 1938 г. Решение о массовом уничтожении евреев в январе 1942 г., предопределившее Холокост, руководство Германии приняло в разгар войны с Советским Союзом.

Причина, побудившая Зеленского высказаться таким странным образом, – новые залпы «войны памяти», раздавшиеся в связи с прошлогодним 80-летием Второй мировой войны и предстоящим 75-летием Победы. Воюющие стороны прибегают к историческим спекуляциям, стремясь использовать драматические страницы прошлого в конъюнктурных политических целях, создавая образ врага. Нынешние власти Польши периодически называют СССР союзником Германии в сентябре 1939 г. и не стали праздновать недавний юбилей освобождения Варшавы. В свою очередь Москва обвиняла Польшу в содействии нацистской оккупации Чехословакии в марте 1939 г. Слова Владимира Путина, обещавшего «заткнуть этот поганый рот» архивными документами, отражают раздражение Кремля, считающего, что победа оправдывает предвоенную дипломатию Сталина, и резко реагирующего на попытки возложить на СССР ответственность за события осени 1939 г. Теперь к спору славян между собою присоединился Зеленский.

Войны памяти, предъявление исторических (в том числе территориальных) претензий к соседям привлекательны для политиков, стремящихся манипулировать общественным мнением и выглядеть защитниками славного прошлого. Это путь в никуда, вредный для отношений между странами. Это также мешает объективным исследованиям истории специалистами: беспристрастные работы могут стать основанием для обвинений в антипатриотизме.