Как бороться с антисемитизмом через 75 лет после Аушвица

Президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор об опасности недооценки экстремизма в XXI веке

В одной из своих речей 1961 г. президент США Джон Кеннеди, перефразировав слова Джона Стюарта Милля, сказал, что «единственное, что необходимо для победы зла, – это чтобы хорошие люди ничего не делали».

В то время воспоминания о Холокосте были ещё свежи, и все ещё пытались определить неисчислимую цену бездействия перед лицом экстремизма в 1930-е годы, исходя из свидетельств немногих выживших. В течение следующих десятилетий новым поколениям рассказывали о губительных последствиях недооценки экстремистских взглядов.

На этой неделе мир отметил семьдесят пятую годовщину освобождения Аушвица. В памятных мероприятиях приняли участие выжившие в Холокосте – возможно, что спустя еще пять лет живых свидетелей трагедии уже не останется. Память об одном из самых чудовищных событий в истории человечества постепенно стирается, по объективным причинам уходя всё дальше в историю. В то же время антисемитизм и экстремизм в целом вновь набирают силу, восстают из глубин природной злобы человеческого существа, необразованности и тяги к конструированию теории заговоров. Освобождение узников самого страшного лагеря смерти в истории человечества становится одной из многих проходных тем в риторике популистов.

По данным последнего исследования Агентства Европейского союза по основным правам, более 80% европейских евреев признались, что не чувствуют себя в безопасности. Новый штамм вируса антисемитизма набирает силу. На взгляды, которые ещё недавно сочли бы отвратительными, во многих странах мира стали реагировать вполне спокойно.

Развитие цифровых средств связи усугубляет эту опасность. Социальные сети обладают пугающей способностью связывать недовольных жизнью с экстремистами, которые всегда готовы предложить объект приложения для их гнева. Эпоха пост-правды, расширение пропасти между бедными и богатыми и асимметричная угроза дезинформации в интернете создают благодатную почву для тех, кто пропагандирует ненависть и обвиняет во всём еврейскую общину или другие невинные, но аналогичным образом оклеветанные группы людей.

Представители среднего класса, которые зачастую были разумными оппонентами антисемитских тенденций, заняты собственными экономическими трудностями, подрывающими их способность или желание действовать в качестве силы, эффективно обеспечивающей социальную стабильность. Поэтому и сейчас, спустя 75 лет после освобождения Аушвица, важно напоминать миру о трагических уроках прошлого.

Мы обязаны продолжать просвещать людей всех рас и вероисповеданий о последствиях бездействия в ситуации, когда ложные обвинения фабрикуются и перерастают в пугающие предрассудки. Мы должны особенно усердно работать над тем, чтобы передать эти уроки новым поколениям, которые никогда не знали большой войны.

Нам нужны законы, дающие еврейским общинам возможность быть готовыми к борьбе со всё более сложными экстремистскими идеологиями. Асимметрия и трусость нынешних кампаний по разжиганию ненависти, особенно в киберпространстве, требуют более тщательно продуманной и действенной законодательной базы. Мы должны наделить наши службы безопасности и правоохранительные органы полномочиями и инструментами, которые необходимы для выявления и нейтрализации кампаний по разжиганию антисемитской и экстремистской ненависти задолго до того, как они наберут силу. Рабочее определение антисемитизма, которое уже было одобрено депутатами Европарламента и действует во многих странах Европы, – крайне необходимый документ, дающий правоохранительным и судебным органам точные критерии проявлений антисемитских действий для их максимально эффективного выявления.

Антисемитизм по своей сути равен экстремизму, а экстремизм – это угроза для всех нас. Не стоит забывать о том, что Холокост унёс жизни 6 млн евреев, но при этом около 50 млн неевреев погибли в войне, развязанной политическим движением, сделавшим уничтожение мирового еврейства своим основополагающим принципом.

Любое покорное принятие экстремистских предрассудков будет подпитывать другие идеологии ненависти, подстёгиваемые отсутствием серьёзного сопротивления со стороны пусть и влиятельного, но молчаливого большинства.

Относительный мир, в котором мы жили последние 75 лет, усыпил нашу бдительность и внушил ложное чувство безопасности. Поколения, у которых не было другого выбора, кроме как бороться за свою свободу и убеждения, уходят, и сейчас многие современные мировые лидеры – это люди, которые никогда на собственном опыте не познали цену терпимости к ложной идеологии. Сегодня национализм опять находится на подъёме, и глобальные организации, родившиеся в результате послевоенного консенсуса, сталкиваются с новыми вызовами.

Мы должны полагаться на те убеждения, которые объединяют нас. В конце января мы собрали 46 мировых лидеров на Всемирный форум памяти Холокоста в Иерусалиме, чтобы подтвердить наше общее обязательство решительно отвергать антисемитские и экстремистские идеологии. Сделать это мы можем, только признав сообща, что мы не вправе терять бдительность. Иначе говоря, необходимо, чтобы все хорошие люди начали действовать.

Автор – президент Европейского еврейского конгресса, основатель фонда «Всемирный форум памяти Холокоста».