Пенсии как морковка конституционной реформы

Высокий уровень одобрения идеи зафиксировать в Конституции гарантии индексации пенсий обеспечит голосование и за политические изменения

Высочайший уровень одобрения предложенных Владимиром Путиным социальных поправок в Конституцию, о чем отчитался государственный ВЦИОМ, послужит надежным прикрытием для всех остальных поправок – политических. Естественное для текущей экономической ситуации желание большинства населения получить от государства дополнительные гарантии индексации пенсий и пособий должно обеспечить власти поддержку всего замысла – на апрельском голосовании – и легитимизировать перекройку Основного закона в сторону усиления власти одного человека.

По данным телефонного опроса ВЦИОМа, проведенного 24 января, 91% респондентов положительно относятся к предложению Путина зафиксировать в Конституции обязательную регулярную индексацию пенсий, пособий и других социальных выплат. Практически такая же доля – 90% – поддержала его идею закрепить в Конституции положение, которое устанавливает минимальный размер оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума. Доля затруднившихся с ответом крайне мала: на уровне статистической погрешности. Из политических поправок максимально высокий процент положительных оценок респондентов ВЦИОМа получило предложение запретить баллотироваться в президенты всем когда-либо имевшим другое гражданство или вид на жительство (87%), а такой же запрет, но для губернаторов, депутатов, госслужащих и прочих властных менеджеров положительно оценили только 68%, отрицательно – 14%.

Поправки, перераспределяющие полномочия между ветвями власти, одобрили 61–68% опрошенных, отказ от слова «подряд» в главе о максимальном сроке нахождения на посту президента – 66%.

Вопрос о Госсовете не задавался.

Полученные ВЦИОМом результаты впечатляют, но, наверное, не удивляют. Реальные располагаемые доходы россиян, четыре года подряд падавшие, только начали расти – и то пока весьма скромно, а доля социальных выплат в структуре доходов остается высокой (19% в 2019 г., 19,1% в 2018 г., по данным Росстата), поэтому даже весьма туманные формулировки поправок – о «регулярной» индексации пенсий и пособий «в порядке, установленном федеральным законом» – обречены быть приняты на ура. Удивительно скорее, что нашлось хотя бы по 1% респондентов, отвергших такие щедрые предложения.

Меньший же (но все равно на уровне двух третей от опрошенных) результат опроса по политическим поправкам едва ли означает более высокий уровень скепсиса – скорее меньшую значимость этих предложений в глазах респондентов, а заодно, вероятно, и сложности в понимании сути предлагаемых изменений. Но разъяснительная работа вряд ли потребуется: на голосование будет вынесен весь пакет поправок целиком, без разбивки на отдельные статьи, и социальные поправки, если к апрелю граждане сохранят зафиксированные опросом ВЦИОМа настроения, уверенно сыграют роль и витрины изменений, и морковки, или локомотива, для поддержки всех прочих поправок в Основной закон.

Декларативные из-за своей размытости социальные гарантии выбивают почву из-под ног у противников политических изменений, делая агитацию против поправок буквально антинародной: впрочем, ее пока практически не слыхать.