Как авиакомпании переболеют коронавирусом

Новый кризис может приблизить пересмотр авиакомпаниями модели бизнеса
Россия ограничивает авиасообщение с четырьмя странами – Италией, Испанией, Германией и Францией – из-за распространения там коронавируса /TASS

С пятницы, 13 марта, Россия ограничивает авиасообщение с четырьмя странами – Италией, Испанией, Германией и Францией – из-за распространения там коронавируса. Разрешены регулярные полеты только в семь городов – в столицы государств, а также в Мюнхен, Франкфурт-на-Майне и Барселону. Чартерных перевозок ограничения не касаются. Многие крупные компании уже объявили о сокращении или даже полном прекращении полетов в эти страны. Чуть раньше были ограничены перелеты в Китай, Южную Корею и Гонконг.

Точно так же поступают и все мировые авиакомпании. А правительства некоторых стран идут еще дальше. США запретили все рейсы из Европы. Вся Италия объявлена закрытой зоной, карантин ввела Украина, а Израиль фактически запретил въезд иностранцев в страну.

Удивляться жесткой реакции не приходится. 12 марта Всемирная организация здравоохранения объявила наконец о пандемии вируса COVID-19.

До сих пор крупнейшим ударом по авиаотрасли был теракт в США 11 сентября 2001 г. По оценке IATA, потери компаний за 2001–2002 гг. составили $25 млрд. Индустрии потребовалось три года, чтобы вернуться к уровню доходов 2000 г.

Нынешние потери могут оказаться больше. По данным IATA, в Китае еще с конца января отменено более половины из запланированных авиарейсов. Снижение пассажиропотока в I квартале только в четырех странах, наиболее пострадавших от коронавируса, – Китае, Корее, Италии и Иране – составит до 40 млн человек, а потери авиакомпаний – до $9 млрд, прогнозирует IATA. Очевидно, что реальные потери будут намного больше, ведь с каждым днем число заболевших по всему миру растет.

В России авиаперевозки растут двузначными темпами, за последние 10 лет падение было лишь дважды – в 2015–2016 гг. Первые два месяца этого года тоже принесли рост. Но оперативной статистики за начало марта, когда эпидемия докатилась и до нашей страны, авиакомпании и власти не дают. Очевидцы же свидетельствуют: самолеты в Европу и из Европы летают чуть ли не пустыми.

Пока спад перевозок вряд ли грозит колоссальными потерями нашим авиакомпаниям. Ведь возвращать деньги придется только за отмененные рейсы. Но если человек сам испугался и не полетел, то стоимость билета никто ему компенсировать не будет. Как правило, глубина продаж на самые популярные направления не превышает 1–2 месяцев. А это значит, что уже в апреле – мае авиакомпании могут столкнуться с жесточайшим снижением спроса. Который будет тем ниже, чем шире распространится коронавирус.

Проблема еще и в том, что после таких потрясений потребуется длительное время, чтобы спрос вернулся хотя бы к докризисному уровню. Это время авиаторам придется как-то пережить.

Теракты 11 сентября привели к массовому банкротству авиакомпаний во всем мире. Но в то же время такие потрясения – шанс для отрасли. За 20 лет она уже пережила серьезные перемены. С одной стороны, радикально ужесточились правила безопасности. С другой – тон стали задавать лоукостеры. В результате глобальные перевозки за 20 лет, по данным IATA, выросли почти втрое, сеть авиационных маршрутов увеличилась вдвое, стоимость перевозок, наоборот, вдвое упала.

Но по большому счету модель бизнеса авиакомпаний за много-много лет не претерпела существенных изменений. Грубо говоря, она заключается в том, чтобы продать клиенту услугу как можно раньше, а предоставить ее как можно позже. Приход лоукостеров лишь немного ее модифицировал. Теперь авиакомпании продают лишь «голую» перевозку и стремятся получить с пассажиров как можно больше денег за все сопутствующие услуги – от регистрации в аэропорту до оплаты багажа, мест в салоне и питания.

Но уже сейчас многие российские авиакомпании предоставляют клиентам возможность вернуть билеты (правда, купленные в марте), а, например, латвийская Air Baltic – перенести полет на другие даты до конца года. Теоретически авиакомпании могли бы пойти еще дальше и взять пример с отелей. Ведь чтобы снять номер, не обязательно платить за полгода вперед. Рассчитаться можно при выезде, и никого это почему-то не смущает. Рано или поздно наверняка найдется смельчак, который внедрит что-то подобное и в авиаиндустрии. Да, это грозит перевозчикам большей волатильностью продаж. Зато пассажиры наверняка оценят такой шаг и станут путешествовать еще чаще. В конце концов, любой кризис когда-нибудь закончится.